Суздаля
Углича
Владимира
Александрова
Мурома
Новости
|
Теория и практика Основ православной культуры – в центре внимания XV Рождественских чтений
Второй день работы XV Рождественских чтений -
30 января - прошел в Государственном Кремлевском
дворце под председательством управляющего делами
Московской Патриархии, митрополита Калужского и
Боровского Климента, сообщает сайт Седмица.Ru.
Все доклады, прозвучавшие в первой половине
дня, были связаны с обоснованием необходимости
введения "Основ православной культуры" (ОПК) и
широкой практикой преподавания этого
предмета.
Первый докладчик, митрополит Симферопольский и
Крымский Лазарь рассказал об опыте религиозного
просвещения в Крыму. По его словам, преподавание
ОПК в епархии приняло "массовые формы": в 400 из
600 школ этот предмет изучали в 2006 г. 70-80%
семей крымчан венчаются и крестят своих детей.
Многие родители активно поддерживают преподавание
ОПК не только на словах, но и на деле: созданный
при епархиальном управлении Родительский комитет
регулярно проводит родительские встречи; в епархии
принято широко привлекать родителей к проведению
православных праздников в стенах школ. Владыка
подчеркнул, что пример многонационального Крыма,
где живут 35 "исторических народностей",
опровергает опасения скептиков, которые связывали
с введением ОПК рост межнациональной
напряженности. Напротив, ни одного подобного
конфликта на этой почве в Крыму не было.
Митрополит Лазарь отметил, что причиной подобной
напряженности может стать только "невежественный
фанатизм", но не религиозное просвещение, которое
является "безусловным приоритетом" для епархии. В
этой работе Церковь активно сотрудничает с разными
государственными структурами: так, министерство
образования рассматривает и утверждает
программно-методическое обеспечение курса "ОПК
Крыма"; правительство Крыма финансирует подготовку
учителей по ОПК - на базе местного Института
повышения квалификации 156 учителей смогли
закончить курс и получить государственное
свидетельство о праве преподавания ОПК.
Пример активного участия госструктур в развитии
православного образования являл собой следующий
докладчик - полномочный представитель президента
РФ в Приволжском федеральном округе (ПФО)
Александр Коновалов. Он подробно рассказал о
способах поддержки деятельности церковных
организаций. Так, 45 православных организаций
получили солидные гранты из Президентского фонда,
поучаствовав в конкурсе некоммерческих организаций
(НКО). Аппарат полпреда поддерживает и другой
конкурсный проект - "Серафимовский учитель", в
котором в этом году участвовало двести учителей. В
округе власти активно содействуют развитию
православных гимназий, созданию интернет-ресурса
"миссионерской направленности", совместно с
Церковью заботятся о программах сохранения семьи и
о решении демографических проблем. Докладчик
удивил аудиторию знанием специфики способов
родовспоможения, говоря о вреде кесарева сечения,
а также поделился опытом работы с молодежью. Так,
в округе стараются "перенаправить" в правильное
русло празднование Дня влюбленных 14 февраля: "Мы
стараемся ориентировать молодежь на создание
счастливой семьи, а не на поиск разнообразных
половых партнеров", - рассказывал чиновник.
Председатель Учебного комитета Русской
Православной Церкви, ректор Московских духовных
школ, архиепископ Верейский Евгений говорил о
проблемах современного духовного образования,
которое необходимо развивать в сотрудничестве со
светскими вузами и с государством. Однако именно в
адрес последнего, а именно - в адрес министерства
образования и науки выступавший обратился с
требованием закончить "скрытую борьбу" с
православным образованием и перейти к
"широкомасшатабному использованию" опыта Церкви в
деле образования. Владыка упрекнул министерство в
желании ликвидировать так называемый "региональный
компонент", в рамках которого в большинстве
регионов преподается ОПК. Однако накануне, в день
открытия форума, министр Андрей Фурсенко
недвусмысленно ответил на эти опасения,
подчеркнув, что министерство не посягает на
региональный компонент и свободу местных властей в
отношении его наполнения.
"До каких пор мы будем доказывать необходимость
изучения основ нашей культуры?" - зал разделил
искреннее возмущение следующего докладчика, также
представителя высшей школы, только светской -
заместителя декана факультета журналистики МГИМО,
главного редактора журнала "Фома" Владимира
Легойды. "Бессмысленную возню" вокруг введения ОПК
давно пора заканчивать и не отвлекаться от
конкретной работы - создания хороших учебников и
подготовки кадров, заявил он. Проблему высшего
образования он осветил через призму конфликта
поколений, "культурного разрыва отцов и детей". За
последние 10-20 лет этот конфликт усугубился за
счет ломки системы прежних ценностей, навязывания
идеологии "потребительского антропоцентризма",
стремительного развития технологий (в особенности
- информационных), изменения "общекультурного
фона" молодежи (Гарри Поттер вместо Пушкина),
замены у студенчества привычной модели
"учитель-ученик" с навыками "слушать и слушаться"
на мироощущение покупателя, выбирающего
образовательные услуги. И если современной высшей
школе "нужны" далеко не все студенты с такими
установками, то Церкви нужны все - только Церковь,
по мнению В. Легойды, может противостоять
потребительской идеологии, предъявляя молодежи
"идею жертвенности". Но для того, чтобы
Христианство было услышано молодежью, оно не
должно восприниматься "как одно большое "нельзя".
К молодежи надо обращаться не с "длиной юбок или
одеванием платка"; начинать разговор и заканчивать
надо словами о Христе, убежден докладчик. По его
словам, обращение к православной вере как основе
нашей культуры - "единственный шанс выживания
нашего общества".
Раскрыть для участников Рождественских чтений
культурологический характер ОПК взялся диакон
Андрей Кураев, профессор Православного
Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Он
указал, что в преподавании этого предмета надо
опираться на мощную культурологическую школу,
сформировавшуюся еще в советское время и
представленную именами мирового уровня - Д.
Лихачева, С. Аверинцева, А. Лосева, М. Бахтина, В.
Иванова, Б. Успенского, Ю. Лотмана. Видимо,
предполагая, что далеко не все преподаватели ОПК
займутся изучением книг этих ученых, а может быть,
чтобы побудить своих слушателей к этому, А. Кураев
объяснил смысл культурологического подхода с
помощью анекдота, иллюстрирующего разницу
"культурных сценариев", "базовых типов поведения"
каждого народа. По его словам, все нарастающая
миграция в России делает особенно актуальным
преподавание ОПК: приезжим иноверцам необходимо
"объяснять логику православного мифа" (последнее
слово было использовано как культурологический
термин), объяснять, что, например, Андрей Рублев -
вовсе не "творец идолов", как могло бы показаться
с мусульманской точки зрения. Введение ОПК
позволит "избежать дробления по национальному
признаку", подчеркнул выступавший, так как именно
язык культурологии поможет найти верный тон в
рассказе о православной культуре: не "делайте
так-то", а - "православные поступают так-то"&
"Если бы я был Путиным, я ввел бы для всех
мигрантов три обязательных экзамена: русский язык,
российское законодательство и ОПК", завершил
диакон свой доклад под одобрительные аплодисменты
участников форума.
|
Гороховца
Ярославля
Переславля
Борисоглебского
Ростова
Альманах
|