Суздаля Углича Владимира Александрова Мурома Новости |
В Борисо-Глебском монастыре началось празднование Лиддской иконе Божией МатериВ 2001 году по благословению служившего тогда архиепископа Ярославского и Ростовского Михея в Ростовский Борисо-Глебский на Устье мужской монастырь была написана Лиддская икона Пресвятой Богородицы с лицевым сказанием об истории и чудесах. Эта икона является списком с особо чтимой святыни Борисо-Глебской обители, сегодня хранящейся в Ростовском музее. Согласно преданию, Лиддская икона Божией Матери явилась следующим необычайным образом. Когда апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали Евангелие в Лидде, недалеко от Иерусалима, там был сооружен для новообращенных храм во имя Пречистой Богородицы. Придя в Иерусалим, апостолы просили Божию Матерь посетить и Своим присутствием благословить церковь. Пресвятая Дева Мария на это отвечала им: "Идите с радостью, Я буду там с вами". Вернувшись в Лиддский храм, апостолы на одном из его столбов обнаружили нерукотворное изображение Богородицы, лик Ее и одежды были совершенно сходны с действительностью. Затем Матерь Божия Сама посетила Лиддский храм и даровала образу благодать и силу чудотворения. В IV веке по приказу римского императора Юлиана Отступника образ несколько раз пытались уничтожить - его вырубали каменотесы, - но краска лишь глубже врезалась внутрь столба. Весть об этом чуде быстро распространилась, и отовсюду в Лидду стали стекаться паломники. В VIII веке Константинопольский патриарх Герман велел снять список с чудотворной иконы и молился перед ним ежедневно. Во времена иконоборческой ереси патриарх был низложен как ревностный защитник икон. В изгнании, предчувствуя скорую кончину, он вложил в икону письмо папе Римскому Григорию и пустил ее в море со словами: "Гряди, Владычице, и спасайся ныне не от Ирода в Египет, но от звероименитого врага (греческого императора Льва Исаврянина) в Рим к благочестивым христианам". На другой день икона чудесным образом достигла Рима, о чем папа Григорий II был извещен в сонном видении. Отправившись в сретение ее со всем клиром, он принял на руки свои шествовавшую по водам икону и поставил в алтаре храма святого апостола Петра. Через сто с лишним лет, в 842 г., когда на Востоке было восстановлено почитание икон, жители Рима встревожились неоднократными колебаниями иконы, а во время одного из богослужений икона на виду у всех снялась со своего места и над головами верующих по воздуху вышла из церкви и спустилась на воды Тибра. Вскоре она прибыла в Царьград и была принесена императору Михаилу и матери его царице Феодоре. Возвратившиеся в Константинополь римские послы узнали чудотворный образ и засвидетельствовали, что он недавно удалился из Рима. Святыня была с благоговением крестным ходом препровождена в Халкопратию и поставлена в храме Богородицы. С этого времени икона получила еще одно наименование – Римская, с празднованием 26 июня (9 июля по новому стилю). Празднование Лиддской иконе Божией Матери установлено 12 марта старого стиля. В Борисо-Глебском монастыре еще празднуют Сретение Лиддской иконы 9 февраля по старому стилю, когда икона была принесена в обитель. Последние сведения о Лиддском образе восходят к XI веку. О дальнейшей судьбе этой иконы ничего не известно. Почитание чудотворных икон Божией Матери на Руси имело свои традиции. В честь чудотворных икон освящались храмы, приделы, им посвящались монастыри, с них писали списки. В 1588 году 9 февраля старец строитель Варлам принес в обитель Лиддский образ Божией Матери. Одной из причин необходимости создания современного списка – плохая сохранность чтимой святыни Борисо-Глебской обители. Список, созданный в мастерской Иконописной школы, расположенной в Троице-Сергиевой Лавре, написанный с благоговейностью и молитвой, в меру и подобие, с высоким художественным уровнем, с сохранением всех традиций русской иконы, несомненно продолжает жизнь чтимой святыни Борисо-Глебской обители Лиддской иконы Пресвятой Богородицы. |
Гороховца Ярославля Переславля Борисоглебского Ростова Альманах | ||