Суздаля Углича Владимира Александрова Мурома Новости |
Журнал "Фома" опубликовал социологический портрет современного неверующего в РоссииКаков верующий человек сегодня? Как религиозное мировоззрение сочетается с новыми ценностями жизни, какое место религиозное сознание занимает сегодня в жизни общества и как оно влияет на различные стороны этой жизни? Эти вопросы обсуждаются в рамках совместного проекта журнала "Эксперт", Института общественного проектирования и журнала "Фома", передает сайт Религия и СМИ. Еще лет тридцать назад предполагалось, что атеистов у нас, в Советском Союзе, подавляющее большинство и что человек, вооруженный марксистско-ленинской теорией, с легкостью освобождается от религиозных предрассудков, которые присущи лишь людям невежественным. Все гораздо сложнее. По разным оценкам, к февралю 1917 года около трети населения России отпало от Церкви, но процесс этот начался еще в середине XIX века. К концу двадцатого века, сразу после падения советской власти, неверующими себя называли около 40% взрослого населения России (среди них те, кто не верили в Бога, и те, кто допускали наличие некоего "высшего начала", но не принадлежали ни к одной церкви или религиозной традиции), и еще 16% затруднились с ответом на вопрос о своем отношении к вере. В исследовании "Стратификация российского общества" вопрос об отношении к религии был задан более дифференцированно, в результате сознательных атеистов оказалось 15% плюс еще 15% тех, кто верит в Бога, но не относит себя к какому-либо религиозному учению (т. е. нецерковные люди). Для корректности эти респонденты были объединены в одну группу - в целях сравнения динамики показателей начиная с 1991 года. Однако можно сказать, что в составе населения количество неверующих (т. е. людей, отрицающих бытие Божие) за последние пятнадцать лет снизилось вдвое - с примерно 30% в 1991 году до 15% в начале 2006 года. Иными словами, если в 1917 году неверующих было 30% населения, то за весь XX век их фактически столько же и сохранилось, зато за последние пятнадцать лет этот показатель сократился в два раза. Но что это за люди? Для лучшего понимания сегодняшних особенностей этой социальной группы можно ознакомиться с результатами исследования "Стратификация российского общества". И увидеть, что в социально-демографическом отношении неверующие немногим отличаются от общества в целом. Различие лишь в том, что среди атеистов заметно больше мужчин - их 66%, а в составе населения страны мужчин - 46%. Показатели возраста и уровня образования у неверующих мало отличаются от средних показателей по стране. Уровень социального оптимизма у атеистов несколько ниже, чем средние значения, но не настолько, чтобы обвинять их в пораженчестве. Отношение к рыночной экономике и крупным предпринимателям тоже вполне лояльное - на уровне отношения общества в целом. Больше того, подавляющее большинство неверующих, как и вся страна, считают, что сегодня в России поворот назад невозможен, и что главное сейчас - сильная государственная власть. Они, правда, меньше остальных ценят такие качества как "доброта и милосердие", зато "трудолюбие", "порядочность" и "честность" для атеистов столь же важны, как и для всех прочих. Иными словами, люди, которые говорят, что не верят в Бога, по основным социальным параметрам практически не отличаются от прочих граждан России, а мысли их вписываются в один из типов мировоззрения, наиболее распространенных сегодня в обществе. Не следует искать у них рожек на темени (как, впрочем, и способности светиться в темноте - у религиозных граждан). Очевидно, что современная общественная тенденция заключается в уменьшении числа неверующих и увеличении числа людей, которые говорят о своей вере в Бога. Но качественные параметры этого процесса - предмет более глубокого специального исследования, актуальность которого определяется самим уникальным временем, эпохой. |
Гороховца Ярославля Переславля Борисоглебского Ростова Альманах | ||