Суздаль Углич Владимир Александров Муром
Суздаля
Углича
Владимира
Александрова
Мурома
Новости

Открытое письмо митрополита Кирилла президенту Евразийского отделения Международной ассоциации религиозной свободы Ю.Г.Носкову

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл направил открытое письмо президенту Евразийского отделения Международной ассоциации религиозной свободы Ю.Г.Носкову. Текст письма Владыки Кирилла приводится ниже полностью. Уважаемый Юрий Геннадьевич!

Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата поддерживает общественную дискуссию по правам человека, при этом придавая особое значение вопросам религиозной свободы. Вклад в эту дискуссию призваны вносить все здоровые общественные силы, объединенные общим желанием способствовать созиданию межрелигиозного, межнационального и гражданского мира, а также развитию правосознания в нашей стране. Поэтому мы считаем весьма полезным проведение мероприятий, направленных на всестороннее и непредвзятое обсуждение вопросов свободы религии и прав человека. В условиях многообразия взглядов на права человека особенно важно четкое понимание позиций друг друга.

7 декабря в Москве состоялась научно-практическая конференция "Свобода религии и права человека", организованная Евразийским отделением Международной ассоциации религиозной свободы. Мы с удовлетворением воспринимаем положение заявления конференции, говорящее о "контрпродуктивности противопоставления прав человека и нравственной ответственности личности". Нами неоднократно подчеркивалось, что институт прав человека должен быть органически связан с нравственной ответственностью личности. Именно нравственная ответственность ставит свободу личности на службу самому человеку. Попытки исключить нравственную ответственность из механизма обеспечения человеческой свободы приводят некоторые общества в состояние кризиса, деградации и конфликта ценностей. Мы последовательно осуждаем подобные действия. Как правильно замечено в заявлении, "только свободный человек может сделать ответственный нравственный выбор", равно как только нравственный человек может сделать свободный выбор вообще. Это вполне сочетается со словами Господа Иисуса Христа: "Всякий, делающий грех, есть раб греха" (Ин. 8. 34). Выбор тех, кто не имеет понятия о нравственности, не может быть свободен хотя бы потому, что он неосознан и безответствен.

В заявлении справедливо отмечено, что "нравственная ответственность личности помогает правильно определить те границы, в рамках которых осуществление прав и свобод человека не нарушает права и свободы других лиц". Более того, нравственная ответственность помогает человеку заботиться не только о правах и свободах окружающих, которые призван охранять закон, но и не совершать действий, противных многовековым богоданным нравственным представлением, которые напрямую в законе могут быть и не закреплены.

Документ также подчеркивает роль религиозных организаций в воспитании граждан, "сочетающих уважение к закону и правам человека с &высокой нравственностью". Общеизвестно, что религиозное определение нравственности - а только таким могут оперировать религиозные общины - немыслимо без понятия греха и его богословского понимания. Эти понятия весьма отличаются в различных религиях. Поэтому неясно, с каких "непредвзятых позиций" в заявлении рекомендуется изучать основы мировых религий. Если это предполагается делать с позиций человека неверующего, тогда нет никакого смысла заявлять о воспитательной роли религии. А если речь действительно о том, чтобы предложить религиозную мотивацию как основу нравственной ответственности, то учащиеся должны получить возможность по свободному выбору изучать ту религиозную культуру, к которой они испытывают интерес и которой придерживаются в их семьях.

Надо заметить, что именно нравственная ответственность, построенная на религиозном чувстве, способствовала мирному сосуществованию различных религиозных общин в дореволюционной России. Разумеется, право вести богословские и мировоззренческие споры незыблемо для каждой религии и не имеет ничего общего с "пропагандой превосходства и исключительности". Но в те времена реализация этого права никогда не превращались в "карикатурные скандалы", оскорбительные выставки и другие действия, вызванные недостатком религиозной культуры и нравственной ответственности. Поэтому мы присоединяемся к требованию авторов заявления "исключить злоупотребление возможностями СМИ" для разрушения межрелигиозного мира.

Считаем важным присутствующую в заявлении апелляцию к Декларации принципов толерантности, принятой на 28 сессии Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) 25 ноября - 16 октября 1995 года. Ряд положений этого документа вполне применимы в ходе дискуссии по правам человека. В частности, мы полностью солидарны с требованием п. 4.3., согласно которому "воспитание в духе терпимости& должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях". Надо заметить, что именно свободный доступ к собственной религиозной культуре позволяет выносить суждения и совершать поступки, основанные на нравственных ценностях. Ведь религиозная культура дает представление о моральных нормах, нравственно ориентирующих человека, а не носящих относительный, ситуативный характер. Эту мотивацию сложно переоценить и в деле борьбы с нетерпимостью и ксенофобией. Вот почему в "Программе действий в продолжение мероприятий Года ООН, посвященного терпимости" (1995 год), принятой на 23 пленарном заседании Генеральной конференции ЮНЕСКО 15 ноября 1993 года, к числу факторов, приводящих к возникновению нетерпимости, среди прочего, отнесены разрушение семьи и утрата традиционных ценностей.

Выражаем надежду, что продолжающаяся дискуссия по правам человека будет иметь благоприятные последствия для всего общества, будучи направлена на построение эффективной системы обеспечения достоинства человеческой личности.

С уважениемПредседатель
Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

Сообщает Официальный Сайт Московского Патриархата

Гороховца
Ярославля
Переславля
Борисоглебского
Ростова Альманах
Гороховец Переславль-Залесский Ярославль Ростов Борисоглебский
Hosted by uCoz