Суздаля Углича Владимира Александрова Мурома Новости |
На международной конференции, посвященной 900-летию хождения игумена Даниила в Святую Землю, обсуждались проблемы современного паломничестваМосква, 29 марта 2007 г. Международная конференция "Дабы не в забыть было то, что показал мне Бог": хождение игумена Даниила в истории Русской Церкви и культуры (1107-2007)" открылась 29 марта в Паломническом центре Московского Патриархата, сообщает Благовест-инфо. Форум проходит в рамках программы мероприятий, посвященных 900-летию древнейшего из дошедших до нас русских описаний паломничеств во Святую Землю, одного из ярчайших произведений древнерусской литературы - "Хожения Даниила, Русской земли игумена". Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл зачитал приветствие Патриарха Алексия II к участникам конференции. В послании говорится о значении древнего литературного памятника не только для истории и культуры, но и для современных паломников, которые "вслед за игуменом Даниилом и многими поколениями православных богомольцев имеют возможность своими глазами зреть святыни Палестины". "Через 10 дней исполняется ровно 900 лет с той Великой субботы, когда русский человек впервые затеплил у Гроба Господня лампаду от Святого огня, чтобы принести его на Русь", - начал свой доклад митрополит Кирилл. Он отметил, что "Хождение" Даниила, к которому обращались на протяжении веков, стало не только "образцом для всей последующей паломнической литературы", но и своеобразным "путеводителем - не только по святым местам, но и по всему тысячелетнему пространству нашей духовности и культуры". Время игумена Даниила - рубеж XI-XII веков - это время крестовых походов, когда Европа в лице крестоносцев впервые соприкоснулась со Святой Землей, продолжил докладчик. В отличие от рыцарей, русские паломники "никогда не облачались в военные доспехи, отправляясь в Святую Землю как странники". Русско-палестинские связи оказали влияние не только на духовную жизнь Руси, но и влияли на "государственную, державную инициативу", отметил глава ОВЦС. Специальный раздел доклада был посвящен "богословию паломничества" как особого явления в духовной жизни. Митрополит Кирилл отметил, что для того, чтобы святые места имели "благодатное воздействие на душу", паломнику необходимо верное понимание "символизма" православного богослужения. К этому пониманию не приближает "схоластическое" толкование, согласно которому каждое литургическое действие "что-то означает". "Литургия - не театр, она не изображает, но являет нам события евангельской истории, и мы силой Святого Духа становимся участниками этих событий", - сказал митрополит Кирилл. По его словам, "по-настоящему приобщиться к духовному опыту православия можно только пройдя святые места крестным ходом". Докладчик затронул также вопрос о соотношении "духовной реальности евангельских святынь" и их археологической основы. Осознавая, что за столетия вырос культурный слой, что, "целуя камни Крестного пути Спасителя, вы прикасаетесь к камням сегодняшней мостовой", православному паломнику важно понимать: "мы поклоняемся в Духе" священным местам, где происходили евангельские события, и в ответ на это поклонение паломнику "дается благодать". Вопрос не в "археологической точности", а в "историко-литургической реконструкции", отметил иерарх. Довольно длительное пребывание игумена Даниила в Иерусалиме (он жил в православном монастыре преп. Саввы Освященного 16 месяцев) позволяет обсуждать описанные им "церковно-исторические реалии", и, в частности, взаимодействие православных и католиков в Святой Земле. По словам митрополита Кирилла, Даниил упоминает об "исключительно доброжелательном отношении к нему крестоносных рыцарей", и, в свою очередь, сам проявляет дружелюбие по отношению к католическому духовенству. Более того, Даниил упоминает о совместном служении православных и католиков в храме Гроба Господня. По предположению докладчика, это можно объяснить тем, что, несмотря на схизму 1054 г., реальное разделение Церкви не происходило "одномоментно", и люди на Востоке и на Западе еще долго осознавали себя "членами одной Церкви". Настоящий же "цивилизационный раздел" произошел, по словам иерарха, после захвата Константинополя крестоносцами в середине XV в., когда "христиане Запада стали для православных хуже мусульман". Свидетельство "столь тесного и единодушного единения христиан", оставленное игуменом Даниилом 900 лет назад, не потеряло своей актуальности и сегодня. По словам докладчика, современные паломники, будучи в иной конфессиональной ситуации, могут вспоминать опыт Даниила и "знать, что напряженность между христианами разных конфессий - это ненормальность, это явление греха", которое чрезвычайно отвлекает от подлинных целей паломничества - стяжания благодати. В заключение митрополит привел слова архимандрита Августина (Капустина), который призывал воспитывать в себе "терпимость, столь нужную тому, кто решился принести на Гроб Господень дань и своей признательной души вместе с тысячами других, подобных ему пришельцев, часто не похожих на него ничем, кроме одного образа человеческого и имени христианского". Заместитель председателя ИППО Николай Лисовой в докладе о личности игумена Даниила не разделил наблюдений митрополита Кирилла о молитвенном единении католиков и православных в начале XII в. на Святой Земле. Историк заметил, что "полного сослужения у католиков и православных не было и тогда", о чем свидетельствует то, что Даниил просил о молитвенном поминовении русских князей не в храме Гроба Господня, который тогда принадлежал католикам, а в православном монастыре. Докладчик также отметил принципиальное отличие в подходе к паломничеству: Католические паломники, по его словам, издавна были озабочены тем, чтобы "уволочь к себе" реликвии со Святой Земли, тогда как русские странники, напротив, не только "никогда ничего не увезли из Иерусалима", но "приносили свою душу", строя храмы, больницы, школы на Святой Земле. Еще одна важная особенность, отмеченная Н. Лисовым, - ни в одном из западных описаний паломничеств не встретить упоминания о том, что человек молился "за всю страну", например, "за прекрасную Францию", тогда как Даниил осознает себя как представитель всей Русской земли, что связано с особой "восточной парадигмой отношений Церкви и государства". "Русский православный человек всегда представитель России, частица русского присутствия в мире, круговой обороны, которую мы до сих пор держим", - отметил Н. Лисовой. Далее с докладами выступили профессор Гелиан Прохоров (Санкт-Пертербург), осуществивший научное издание древнейшей рукописи "Хождения" Даниила, историк Александр Назаренко и другие. Всего в программе конференции было означено 35 докладов, в том числе - ученых их Германии, Италии, Польши и других стран. |
Гороховца Ярославля Переславля Борисоглебского Ростова Альманах | ||