Суздаля Углича Владимира Александрова Мурома Новости |
Питерские журналисты обсудили освещение "церковной" темы в городских СМИ за последние 10 лет4 октября в пресс-центре "Санкт-Петербургских ведомостей" собрались светские и церковные журналисты, сообщает Патриархия.ru. Поводом для встречи послужило исследование, проведенное в августе-сентябре 2007 года информационной службой Санкт-Петербургской епархии "Вода живая" при поддержке мониторинговой компании "Экро-RG". Целью работы было выяснить, какой изображали Русскую Православную Церковь крупнейшие городские СМИ в 1997 году, и как изменилась ситуация сегодня. Для анализа были выбраны пять ведущих петербургских газет — "Вечерний Петербург", "Деловой Петербург", "Невское время", "Санкт-Петербургские ведомости" и "Смена". Результаты исследования представил журналистам председатель издательского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Сорокин. По его словам, данные мониторинга "неоднозначны и во многом противоречивы". Так, увеличилось количество публикаций в городской прессе, посвященных или касающихся Русской Православной Церкви. В то же время, доля их в общем массиве публикаций остается очень небольшой (в среднем около 1% из всех публикаций исследованных изданий в 1997 г., и около 1,2% в 2007), что в целом говорит о том, что церковная тема не является "кассовой", по крайней мере, для означенных пяти изданий. Также, с одной стороны, в СМИ больше стало говориться об участии Церкви в общественной жизни (в 1997 г. — 9 % из всех публикаций о Русской Православной Цекрви, в 2007 г. — 20 %), а также о событиях современной церковной жизни (в 1997 г. ей посвящается всего 9% публикаций о Церкви, в 2007 г. — уже 17%). Кроме того, Церковь стала гораздо меньше, чем десятилетие назад, ассоциироваться с народными традициями и обычаями (12 % публикаций увязывают между собой Православие и народные обычаи и обряды в 1997 г., и только 3 % в 2007 г.). Таким образом, по мнению социологов, можно предположить, что из разряда "экзотики" и "фольклорного заповедника" Церковь в глазах прессы уже попадает в разряд "обыденного". "Если раньше, в 90-е годы, многие считали, что Церковь — это нечто, имеющее отношение к нашим корням, к нашим истокам, но не более того, — то сегодня ситуация изменилась. Пресса, а вместе с ней и общество, привыкают к присутствию Церкви во многих сферах жизни и считают его естественным", — сообщил отец Александр. С другой стороны, по-прежнему в СМИ описывается в основном внешняя сторона жизни Церкви. Наиболее типичный "информационный повод" в публикациях о Церкви последнего времени — это участие церковных иерархов в официальных мероприятиях, или освящение храмов с участием представителей светской власти. В то же время, в СМИ практически ничего не сообщается о социальных и благотворительных проектах Церкви, о ее миссионерской деятельности. "Героями" публикаций становятся в основном Святейший Патриарх, реже — священнослужители. Гораздо реже упоминаются конкретные миряне и конкретные приходы. Иными словами, основа Церкви — сообщество верующих, его жизнь, его позиция — зачастую остается вне поля зрения журналистов. "Церковь часто воспринимается прессой как некое учреждение, позицию которого выражают его начальники. В то время как в догматическом плане Церковь — это не только иерархия, но все сообщество верующих. Впрочем, во многом это проблема не прессы, а самой Церкви — в первую очередь, мирян, которые далеко не всегда осознают степень своей ответственности за жизнь Церкви", — добавил отец Александр. Наконец, по результатам мониторинга были получены данные об авторах статей на церковные темы. С одной стороны, авторы стали более "просвещенными" — в их текстах заметно увеличилось количество специальных церковных терминов, упоминаний элементов богослужения, богословских понятий, органов церковного управления. С другой стороны, в целом многие журналисты по-прежнему плохо осведомлены в нормах церковного устава и лексикона, в результате чего, например, имена священнослужителей и названия икон приводятся в произвольной форме (чаще же — без упоминания сана (у священника) или точного названия (у иконы)). "Образ Русской Православной Церкви в прессе стал менее абстрактным и более конкретным, но, в то же время, пресса с трудом осваивает специфический церковный язык", — заключил о. Александр. Он предположил, что одна из причин происходящего в том, что, по крайней мере, в тех СМИ, которые были изучены в ходе исследования, практически отсутствуют журналисты, специализирующиеся на сюжетах о религии: "Список авторов публикаций — обширен, но большинство из тех, кто в нем упомянут, за изученный период написали всего одну-две заметки о Церкви". Некомпетентность светской журналистики в религиозных вопросах отмечают и представители власти. Как заметила присутствовавшая на встрече руководитель Отдела по связям с религиозными организациями Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Любовь Мусиенко, светские журналисты крайне редко обращаются в отдел с вопросами, а если и обращаются, то исключительно по поводу "деструктивных сект" и "нетрадиционных религиозных объединений". В то же время, сотрудники отдела готовы помочь журналистам консультациями: "Сейчас выходит много новых законов, и много конструктивных изменений происходит в государственно-конфессиональных отношениях, — по всем этим вопросам мы всегда с радостью поможем с объективной информацией", — сообщила Любовь Мусиенко. Конфессиональная журналистика, по ее словам, в этом отношении представляет обратную картину: "Мы прекрасно взаимодействуем с религиозными СМИ, особенно с изданиями Санкт-Петербургской епархии". Главный редактор "Санкт-Петербургских ведомостей" Дмитрий Шерих прокомментировал результаты исследования следующим образом: "С точки зрения не только количества, но и качества публикаций о Церкви, меня как журналиста ситуация не удовлетворяет. Действительно, часто журналисты рассматривают Церковь как предприятие, как один из субъектов городской экономики или, в лучшем случае, общественной жизни. В любом случае, жизнь Церкви освещается исключительно на бытовом уровне. И очень мало публикаций, посвященных позициям Церкви по сущностным, мировоззренческим вопросам". Говоря о причинах, Дмитрий Шерих посетовал не только на "непрофессионализм СМИ", но и на "частое нежелание церковных чиновников идти на контакт". Хотя, по его словам, "сегодня, когда в обществе преобладают ценности успеха и денег, Церковь и "качественные", "просвещенные" СМИ могли бы идти рука об руку в отстаивании духовных ценностей". Как заметил обозреватель интернет-портала "Религия и СМИ" Андрей Зайцев (Москва), журналист, пишущий о религии, вовсе не обязательно сам должен быть религиозным человеком — просто он "должен писать о Церкви так же объективно и честно, как обо всех остальных вещах". "СМИ не могут передать сущность понятия "Церковь", да это и не их задача, но они могут создать соответствующее информационное поле, в котором интересующийся человек сможет черпать объективные и достоверные сведения о жизни современной Церкви", — утверждает он. По словам Андрея Зайцева, "один из самых сложных вопросов здесь: может ли журналист критиковать Церковь?". "Нужно здесь действовать так же, как и в случае с другими публикациями: если журналист утверждает, что священник что-то украл, то нужно либо решение суда, либо сведения из уголовного дела. В противном случае автора статьи можно привлечь за клевету. Важно понять, что утверждения типа "все в Церкви торгуют табаком", — это, по сути, то же самое, что говорить, что "все журналисты — продажные люди"", — полагает Андрей Зайцев. С ним был солидарен директор петербургского представительства журнала "Фома" Денис Маханько: "главная задача нашего журнала — компетентно и грамотно излагать материал". В связи с этим, отметил он, сегодня журналу крайне сложно подобрать авторов, способных качественно писать о Церкви. "Часто, если человек верующий, так называемый "православный журналист", то он начинает писать как-то чересчур слащаво и благостно. А со светскими журналистами другая проблема — они часто не знают специальной терминологии, например, ступеней церковной иерархии и допускают ошибки типа "митрополит Московский и всея Руси Алексий"… Результат встречи, по общему признанию участников — журналистам светским и церковным необходимо чаще общаться и активнее обмениваться опытом. |
Гороховца Ярославля Переславля Борисоглебского Ростова Альманах | ||