Суздаля Углича Владимира Александрова Мурома Новости |
В столице Украины открылась выставка "Киевские святки"Новая выставка "Киевские святки" открылась в "Музее Одной Улицы" на Андреевском спуске. Посетители могут узнать, как в конце XIX – начале XX века жители города на Днепре отмечали череду христианских праздников, растянувшихся на месяц с лишним. В экспозиции представлены воспоминания знаменитых киевлян – Александра Вертинского и Михаила Булгакова, сообщает корреспондент Православия.ru Сергей Степанов со ссылкой на газету "Сегодня". День святого апостола Андрея – храмовый праздник Андреевской церкви. Очень торжественно его отмечали православные, однако случались и курьезные случаи. В храм набивалось много девушек и незамужних женщин, сутолока и возня продолжались до конца службы. Народная молва утверждала, что если в Андреев день плотно прижаться к избраннику, то вскоре последует долгожданный брак. Для искоренения этого суеверия Киевский митрополит обращался за помощью к генерал-губернатору, который присылал в Андреевскую церковь усиленный полицейский наряд. Стражи старались не допускать излишней толчеи. В праздник святой Варвары в Киеве проходил крестный ход. В память о празднике паломники хранили известные киевские реликвии – колечки святой Варвары, ставшие популярными более столетия назад. Поначалу их изготовляли в Михайловском монастыре, затем – в мастерских. Одним из самых высокочтимых святых в городе считался Святой Николай – 6 (19) декабря. Его имя носило много храмов – Святой Николай пользовался большой любовью у киевлян. Поэтому 6 декабря стало храмовым праздником для ряда подольских церквей. На Крещение – 6 (19) января – в Киев на Контрактовую ярмарку по установленному санному пути приезжали торговцы и покупатели. В XIX веке Контракты начинались с великолепных торжеств, рождественского водосвятия и так называемой магдебургской церемонии городского войска, шествовавшей от древнего Успенского собора на Подоле с магистратским знаменем, цеховыми знаменами, роскошно обмундированной и богато вооруженной конницей и артиллерией на Днепр. Самая видная роль отводилась Киевскому митрополиту, освящавшему воду. На служение владыка выезжал на парадной карете о шести лошадях с двумя всадниками в треугольных шляпах и в синих ливреях. По бокам кареты скакали четыре всадника с золотой хоругвью городского войска. При прибытии митрополита на Подол происходил парад, а после литургии в Братстве начинался крестный ход на Днепр. У проруби были сооружены мостки, разукрашенные гирляндами из сосновых веток с лентами. При начале пения "Во Иордани" пускали ракеты и палили из пушек. Многие вспоминали о славном прошлом древней столицы Руси, задумывались о великом будущем богоспасаемого града Киева. По окончанию церемонии по всему городу начиналась пальба из ружей и пистолетов, войско возвращалось к магистрату и расходилось по цехам на вечерю. А в ратуше начинался праздничный банкет для знати и почетных гостей города, который одновременно считался торжественным открытием Контрактов. Вплоть до XIX века ни один горожанин с утра на Крещение не брал в рот ни крошки, пока не выпивал глоток святой киевской воды с Иордани. В 1918 году был установлен новый календарь, и со Святками начали происходить непонятные вещи. Киевляне упорно праздновали зиму по старинке. А Новый год по новому стилю отмечался разве что в учреждениях. Елки появлялись в домах на настоящее Рождество, когда по новому календарю было уже 7 января. Лесные красавицы стояли до 13 января, даты, получившей нелепое название старый Новый год. Люди безо всякой политики соблюдали дедовские традиции. Однако внешне это выглядело как протест против порядков советской власти. Так повторялось из года, в год, пока в 1928 году елку вообще не запретили как буржуазное явление почти на десятилетие. |
Гороховца Ярославля Переславля Борисоглебского Ростова Альманах | ||