Суздаля Углича Владимира Александрова Мурома Новости |
Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в кафедральном Успенском соборе СмоленскаНа богослужении присутствовал губернатор Смоленской области С.В.Антуфьев, представители региональной и городской властей, а также множество детей, в том числе ученики воскресных школ, православных гимназий и детских садов, ребята из суворовского училища.По окончании Евангельского чтения Святейший Патриарх Кирилл обратился к богомольцам со словами проповеди: "Сегодняшнее воскресенье мы на языке церковного устава называем Неделей о мытаре и фарисее. Только что мы услышали из Евангелия о том, как два человека вошли в храм – мытарь и фарисей. Фарисеями называлась особая привилегированная часть израильского общества: эти люди блюли отеческие традиции, исполняли все религиозные предписания. Смысл своей жизни они видели в скрупулезном и детальном исполнении всех этих предписаний, а потому сами себя считали людьми благочестивыми, богоугодными и отличали себя от остального народа". "Мытари же, сборщики податей, были людьми грешными, – продолжил Его Святейшество. – Народ их ненавидел, потому что они, собирая подати, многое клали в собственный карман, усугубляя и без того непростую жизнь людей. Кроме того, подати мытари собирали в казну государства Римского, которое оккупировало Израиль; римляне вызывали гнев народа как оккупанты. Вот почему в каждом сборщике податей израильтяне видели изменника своему собственному народу". Войдя в храм помолиться, фарисей, обращаясь к Богу, сказал: "Господи, благодарю Тебя, что я исполняю все предписанное Законом, что я не такой грешник как вон тот мытарь" (Лк. 18, 10). Мытарь же, сознавая свою греховность, обратил взор к Небу и, бия себя в грудь, воззвал: "Господи, будь милостив ко мне грешному". "Завершая повествование, Господь сказал слушавшим Его, что мытарь ушел из храма более оправданным", – отметил Предстоятель Русской Церкви, добавив, что Бог более оправдал грешного мытаря, не исполнявшего всех предписаний религиозного закона, за его покаянное чувство: "Он осознал свою греховность". "Это Евангелие читается сегодня, потому что с этого дня начинаются подготовительные недели к Великому посту. А в центре Великого поста − покаяние, – сказал далее Святейший Патриарх Кирилл. – Господь Своими словами о мытаре и фарисее показывает значение подлинного и искреннего покаяния, которое связано с внутренней переоценкой самого себя и является огромным духовным подвигом". "Человек так устроен, что всегда себя защищает. В этом проявляется инстинкт самосохранения. Мы защищаем себя, когда видим внешнюю опасность – физическую, моральную, политическую", – подчеркнул Его Святейшество. Он отметил, что при любой опасности люди начинают защищать себя словами, делами, выстраиванием стратегии обороны. И чем больше опасность, тем сильнее линия обороны, и в иных случаях человек переходит от обороны к нанесению упреждающих ударов и ответному нападению. "Инстинкт самосохранения работает и во внутренней нашей жизни, но в порочном и искаженном виде, – считает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – Мы оправдываем и защищаем себя в том числе и перед своей совестью. Мы постоянно говорим себе, что правы в различных конфликтах". Первосвятитель Русской Церкви призвал всех обратить внимание, сколь редко мы подвергаем себя внутренней критике, как болезненно реагируем на критику внешнюю. "Человек, который не имеет навыка внутреннего самоанализа, который не имеет способности испытывать свойства, качества и проявления своей души и подвергать их суровому своему суду, не видит греха в себе". "Иногда такие люди, приходя на исповедь, совершенно искренне говорят священнику: ничем, батюшка, я не согрешил. В этом ответе − свидетельство о том, что такой человек никогда не думал о своей внутренней жизни, никогда не подвергал себя беспристрастному внутреннему суду, а Бог ждет от нас этого. Кто сам себя умеет осуждать, подвергать себя наказанию за соделанное зло, тот на суд не приходит к Господу, а преходит от смерти к жизни. Страшный Божий суд возмещает и восполняет нашу неспособность судить самих себя. Покаяние есть беспристрастный суд, который мы о себе выносим пред лицом Божиим. Покаяние – это также перемена ума и сердца, потому что когда судим себя строго, понимаем, что выносить до бесконечности этот строгий суд невозможно, нужно менять свою жизнь, чтобы суд не был таким строгим", – отметил Его Святейшество. То, что совершил мытарь, произнося: Господи, будь милостив ко мне, грешному (Лк. 18, 13), - это и был суд над самим собой, подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл, добавив: "Мытарь осознал свой грех, понимал, что только Бог может снять с него греховную тяжесть, только Бог может его простить. Он из глубины своей души, может быть, собирая последние внутренние силы, которые у него были, обратил ко Господу этот плач, этот призыв, эту мольбу". "Религиозный человек отличается от нерелигиозного тем, что способен анализировать свою внутреннюю жизнь, выносить себе суд и, обращаясь к Богу, просить Его простить грехи и помочь исправить их. – напомнил Его Святейшество. − Такой человек становится внутренне очень сильным, он не чувствителен к злословию людей, потому что точно знает, в чем он пред Богом согрешает, а в чем он невиновен. Такой человек не подвержен воздействию клеветы, пересудов и становится сильнее своих обидчиков, если обиды эти несправедливы. Он становится сильнее обижающих его не потому, что сам по себе силен, но потому, что в ответ на его покаяние и молитву Бог пребывает вместе с ним и Божественная сила поднимает его будто на крыльях, возвышая его над обидчиками, конкурентами, интриганами – над всеми теми, кто создает искусственные конфликты. Такой человек как бы сверху вниз смотрит на всю мелочную суету и эту грязную возню, не превозносясь над людьми, но ограждая себя великой стеной и защитой, которую не способна разрушить человеческая зависть, злоба и коварство". Святейший Патриарх Кирилл напомнил также, что в сей день празднуется день памяти новомучеников и исповедников Российских – всех, кто пострадал за Христа в лютую годину гонений XX века. "Это были мученики наши, наши исповедники, это были герои духа, которые жили внутренне сильной религиозной жизнью, − подчеркнул Его Святейшество. − Когда перед ними встал выбор: пойти на страдания или даже на смерть или отказаться от Христа, они не отрекались от Господа". Святейший Владыка также отметил, что особенность гонения на Русскую Церковь в прошедшем столетии состояла в том, официально за веру никого не пытали и не убивали: "Всему народу и всему миру говорили, что это народная власть, которая желает счастья людям и хочет простроить справедливое общество, искореняет своих врагов, а поскольку власть народная, то и враги эти не враги власти, но народа. Архиереи и священники, монашествующие, простые верующие люди шли на плаху с клеймом врага народа. Взбудораженные революционным движением люди, поверившие в некий фантом обещанной им счастливой жизни, очень часто не только не выражали хотя бы внутренней солидарности с жертвами, но, не принимая в казни прямого участия, морально поддерживали власть, которая уничтожала веру". Да и казни проводились не на площадях, не в цирке, как то было во времена гонений в Римской империи, − тогда все могли видеть мужество мучеников и убедиться в силе их веры, напомнил Предстоятель Русской Православной Церкви. "Гонители XX века хорошо знали слова церковного писателя Тертуллиана, сказавшего во втором столетии, что кровь мучеников есть семя христианства, они не хотели новых ростков религиозной жизни в стране, а потому мучили и убивали в застенках, − сказал Святейший Патриарх. − Когда христианин мученик оставался один на один с мучителями, все было против него – и власть, и сила, и общественное мнение, и тысячи, миллионы клеветников. Ему говорили: никто никогда yзнает о том, что ты сейчас будешь убит. И он понимал, что это, наверное, правда, что никто не узнает о его подвиге. А может, и подвига-то нет: он просто растерзан, раздавлен, изничтожен человеческой злобой и, наверное, навеки забыт... Но внутренняя сила верующего человека давала нашим мученикам и исповедникам Российским способность там, в темных, сырых и страшных застенках оставаться верными Христу, возвыситься над жалкой толпой гонителей, на крыльях веры взлететь к небу и увидеть мир с высоты этого своего духовного полета". Господь явил милость: имена мучеников не остались забыты, подчеркнул Его Святейшество. Он отметил: "Имена пострадавших в гонениях архиереев, священников, монахинь, мирян мы ныне каждый день церковного года поминаем на отпусте Божественной службы. Имена же гонителей никто не помнит и никто не знает. Все их ордена и звания превратились в ничто, в прах и пепел. А кровь мучеников снова стала семенем христианства. И то, что сегодня народ наш обращается к вере, что сегодня призыв Церкви к покаянию принимается с доверием и готовностью встать на этот путь, есть ничто иное, как результат великого подвига святых новомучеников и исповедников Российских". "В этот день, вознося к ним молитву, мы просим благословить страну нашу, народ наш, власти и воинство, благословить Церковь Русскую, ее иерархов, духовенство, монашествующих и мирян, - сказал в заключение Его Святейшество, - дабы сила веры, которая приходит к человеку через покаяние, изменяла жизнь нашу к лучшему, утверждая добро, правду, свет и в личной жизни, и в общественных отношениях". За Божественной литургией Предстоятель Русской Православной Церкви рукоположил диакона Александра Мельничука во священника. После совершения Божественной литургии в кафедральном Успенском соборе Смоленска, викарий Смоленской епархии епископ Вяземский Игнатий обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви со словами приветствия. "Вы взошли в дом Божией Матери для того, чтобы поблагодарить ее за те великие благодеяния, милости, которые она проявила на Вашем жизненном пути", – сказал Владыка Игнатий. "Смоленская земля как западный рубеж России под Вашим архипастырским руководством стала местом воплощения многих идей; отсюда Русская земля стала узнавать об открытии Духовных школ, православных гимназий, детских садов, о том миссионерском служении, которое осуществляло духовенство, клир, миряне, − сказал викарный епископ Смоленско-Калининградской епархии, обращаясь к Святейшему Патриарху Кириллу. − Мы заверяем, что не подведем Вас, и те труды, которые были начаты Вами здесь, на Смоленщине, а затем перенесены на Калининградскую землю, с рвением будут продолжены". "Духовенство, радуясь той миссии, которую Бог возложил на Ваши плечи, молится о Вашем здравии, дабы Господь помог Вам в несении нелегкого Первосвятительского креста, который сопряжен и со многими трудностями, и с болью сердечной, но и с радостью. Все это мы готовы нести вместе с Вами даже до скончания наших дней", – отметил епископ Игнатий и преподнес от имени Смоленской части Смоленско-Калининградской епархии знаки Патриаршего достоинства – куколь и мантию. В преддверии дня Ангела, который Владыка Игнатий будет отмечать 10 февраля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил ему архипастырский жезл. "Прими сей жезл в память о нашем совместном служении и об этом богослужении", − сказал Предстоятель Русской Церкви. "Я хотел бы поблагодарить Владыку Игнатия за труды", – сказал Его Святейшество, выразив пожелание, чтобы благословение Божие пребывало с епископом Вяземским Игнатием, чтобы Господь помогал ему нести церковное послушание. |
Гороховца Ярославля Переславля Борисоглебского Ростова Альманах | ||