Суздаль Углич Владимир Александров Муром
Суздаля
Углича
Владимира
Александрова
Мурома
Новости

Святейший Патриарх Кирилл выступил перед участниками IX Съезда Российского союза ректоров

В пленарном заседании 20 марта приняли участие, в частности, Президент Российской Федерации Д.А.Медведев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, министр образования Российской Федерации А.А.Фурсенко.

В работе съезда приняли участие ректоры тысячи государственных и около ста негосударственных вузов. В их числе - председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских Духовных школ архиепископ Верейский Евгений, ректор Санкт-Петербургских Духовных школ епископ Гатчинский Амвросий, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев и другие.

Вел заседание президент РСР, ректор Московского государственного университета В.А.Садовничий, собщает Служба коммуникации ОВЦС.

В своем выступлении Д.А.Медведев, в частности, рассказал о шагах государства по поддержке системы высшего образования и студентов в нынешних условиях. Среди них - льготное кредитование на учебные цели, перевод части учащихся с платного обучения на вакантные места с бюджетным финансирование, увеличение размера и числа Президентских грантов, увеличения количества мест в магистратурах и аспирантурах, а также создание сети национальных исследовательских университетов, содействие вузам в коммерциализации интеллектуального потенциала. Он подчеркнул, что это не только антикризисные меры, но и необходимый шаг по модернизации высшей школы.

Выступая перед участниками Съезда Союза ректоров России, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что сегодня вопрос развития фундаментальной и прикладной науки, высшего образования, подготовки высококлассных специалистов и профессионалов приобретает совершенно новое значение.

"Мы живем в эпоху передовых информационных наукоемких и интеллектуальноемких технологий, - сказал Его Святейшество. - Современный человек, особенно молодой человек, не мыслит своего существования без компьютера и мобильной связи, а также высокоскоростного интернета. Появляются все новые технологии в промышленности и производстве предметов широкого потребления, в медицине и образовании. Даже такие, казалось бы, "нетехнологичные" области, как гуманитарное знание, не могут сегодня обойтись без механизмов, которые предоставляют современные технологии. Каждый гуманитарий использует компьютеры, средства связи и таким образом соприкасается с плодами высоких технологий".

Однако, отметил Предстоятель Русской Православной Церкви, в мире высоких технологий, в современном постиндустриальном мире есть свои проблемы, и заметны они многим, так как лежат на поверхности; существуют также проблемы и в области науки, образования, и не все они связаны с недостатком финансирования. "Перед обществом, а значит, и перед научным сообществом, все с большей очевидностью встает проблема не только наращивания научного знания и углубления технического развития, но их осмысления и путей применения в реальной жизни", - заявил он. Святейший Владыка напомнил о важности присутствия мощного воспитательного измерения в процессе обучения личности и организации условий для ее научного творчества. Сегодня невозможно говорить о воспитании, не упоминая в том числе его религиозную составляющую, отметил Его Святейшество.

"Хорошо известно, что в советское время атеистическое государство прилагало все усилия для того, чтобы возвести барьер, непроходимую стену между наукой и Церковью. В системе советской идеологии наука становилась божеством со всеми атрибутами поклонения научным достижениям. Люди старшего и среднего поколения хорошо помнят, как любые достижения науки возводились в совершенно особое достоинство; обществу предлагалось буквально поклоняться им... Сама аксиология общественного развития как бы направлялась на то, чтобы иметь в качестве своей абсолютной ценности результаты научного исследования", - подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

"История преподнесла нам суровый урок. Имея блестящую науку, качественное образование, достаточно высокую организацию всего общества, располагая колоссальными ресурсами, мы как великая страна не смогли справиться с исторической задачей, которую перед собой поставили: построить экономически процветающее и справедливое общество", - отметил Святейший Владыка. Он призвал задуматься над тем, почему не получилось выполнить эту задачу в условиях, когда весь политический потенциал страны был направлен на то, чтобы решить вековую благородную мечту людей жить в процветающем и справедливом обществе. При этом, подчеркнул Святейший Патриарх, особое место в попытках реализовать эту мечту уделялось науке. "Думаю, стоит еще раз очень внимательно проанализировать причины нашего исторического поражения в XX веке, непредвзято и спокойно подумать, почему это произошло, не делая выводов в угоду той или иной политической силе", - сказал Его Святейшество.

Говоря о своем понимании поднятой в выступлении проблемы, Святейший Патриарх Кирилл поведал слушателям о том, как, будучи маленьким ребенком, спросил у своего отца, который был очень мудрым человеком: "А почему мы так плохо живем ?" Отец же ответил: "Сыночек, я был бы очень удивлен, если бы мы жили хорошо. Как же это возможно, если мы Бога изгнали из своей жизни?"

"К этому тезису можно относиться по-разному в зависимости от убеждений; религиозные люди с этим, несомненно, согласятся, нерелигиозные - поставят под сомнение. Но даже если воспринимать религию не с онтологической, а только с социологической точки зрения, изгнание религиозного фактора из сферы образования и общественной жизни было, конечно, колоссальной ошибкой страны и режима, который управлял ею", - подчеркнул Предстоятель Русской Церкви.

Говоря о том, какую роль может играть религиозное мировоззрение в современных условиях, Святейший Владыка сказал: "Уже сегодня достижения современной науки могут оказывать существенное влияние на порядок мироздания и даже природу его элементов. Мы хорошо знаем о последних изысканиях в области клонирования животных, о попытках клонировать человека, о биомедицинских технологиях, о генной инженерии. Все это демонстрирует колоссальные возможности науки, но одновременно с этим каждое новое исследование ставит мировоззренческие и нравственные вопросы. Ученые осведомлены об этом не меньше, чем представители Церкви. Впервые вопрос о соотношении нравственности и научного поиска, нравственности и человеческого выживания в эпоху индустриального общества возник в связи с развитием ядерных технологий. Когда человечество оказалось способным в одночасье уничтожить само себя, на повестку дня был поставлен вопрос о связи нравственности и выживания, потому что вне нравственного контекста становится чрезвычайно опасным употребление таких разрушительных технологий, как ядерная". Это говорит о необходимости органического соединения нравственности и науки и является самым ярким примером того, как нравственность связана с самим выживанием человеческой цивилизации, заявил Святейший Патриарх.

"Если продолжать эти аналогии, мы увидим, что любая сфера человеческой деятельности показывает нам пример того, как нравственность связана с темой выживания человеческой цивилизации, - подчеркнул Его Святейшество. - Нравственность - то, что отличает человека от животного, это удивительная онтологическая способность человека отличать добро от зла. Если разрушается этот код, человек становится зверем, а если в руках зверя находятся мощнейшие технологии, то человеческое сообщество перестает быть жизнеспособным, оно подвергается колоссальным рискам".

Развивая тему, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратил внимание участников заседания, что если мы воспринимаем нравственность как условие выживания человеческой цивилизации, то должны понять, что нравственное выживание личности не есть предмет, на который можно обращать внимание по остаточному принципу, - эта тема должна быть в центре внимания. Он подчеркнул: "Когда телевидение доносит до нас страшные картины совершенно жуткого поведения молодых людей, которые убивают других только потому, что у них иной цвет кожи и разрез глаз, мы, конечно, шокированы этой информацией, переживаем это, спрашиваем, как же мы докатились до такой жизни. А ведь это происходит не только у нас, и слава Богу, в России такие проблемы не являются столь жесткими и опасными, как в ряде других стран. Существует глобальная проблема потери нравственного начала в жизни людей".

Предстоятель Русской Православной Церкви призвал членов Союза ректоров России обсудить на съезде не только сугубо профессиональные вопросы организации учебного процесса, его материального обеспечения, путей развития науки. "Очень важно не упускать из внимания тему нравственного воспитания личности. Ни школа, ни вуз не должны устраниться от воспитания человека, - продолжил Святейший Владыка. - Сегодня нередко приходится слышать: ну что мы можем сделать - они же, в конце концов, уже взрослые люди, мы высшая школа, а не богадельня, не Церковь. Мы не можем воспитывать".

"Мы с вам должны заниматься воспитанием, и нет никакого оправдания у высшей школы, если она отказывается от величайшего своего предназначения: воспитывать нравственную, высокоинтеллектуальную личность", - заявил Его Святейшество. При этом он подчеркнул, что воспитание в высшей школе должно отличаться от воспитания в детском саду и начальных классах школы: нельзя менторски никого учить, но нужно создавать систему ценностей. "Придя в приличный дом и сев за стол, даже маловоспитанный человек будет стараться правильно использовать вилку и нож, потому что понимает, что неверное поведение может поставить его в неловкое положение по отношению к той атмосфере, которая в этом доме существует, - сказал Святейший Патриарх Кирилл, поясняя озвученный им тезис. - Если мы создадим нравственную атмосферу в наших вузах, если мы высоко поднимем планку культурных, интеллектуальных и духовно-нравственных требований, то люди будут бояться выпадать из этой общей системы ценностей. Это самый правильный метод воспитания: не учить, а формировать ценности и обуславливать пребывание человека в системе согласием с этими ценностями. Я не представляю, как можно мириться с "двоечниками" в вузе. Наверное, нельзя мириться и с людьми, которые разрушают основы нравственности".

"Действительно, в высшей школе, наверное, поздно воспитывать людей так, как это делается в детстве в семье, но вуз должен стать местом, где царит совершенно особая духовно-нравственная и интеллектуальная атмосфера, чтобы стены вуза "поднимали" человека, возвышали его личность", - подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви. Он отметил огромное значение личного примера: "Ни профессор, ни преподаватель не могут снять с себя ответственности быть нравственным и интеллектуальным примером для молодежи. Молодежь учится на примерах больше, чем на лекциях".

В заключение своего выступления Святейший Патриарх Кирилл кратко затронул тему взаимоотношения богословия и светской науки, отметив наличие ряда проблем на стыке богословского знания и высшей школы.

"Имеется целый ряд проблем, которые необходимо решить для того, чтобы с обеих сторон - и со стороны богословия, и со стороны светской науки - были сняты недоумения, которые еще существуют... Полагаю, что совместными разумными усилиями мы должны будем расчистить последние завалы, которые остались с предыдущей эпохи и которые мешают развитию высшей школы светской и высшей богословской школы", - сказал Его Святейшество.

Святейший Владыка сердечно поблагодарил В.А.Садовничего за его усилия по открытию храма при Московском университете. Этим был дан хороший пример другим высшим учебным заведениям, подчеркнул он: "Я знаю, как иногда в провинции люди боятся идти по такому пути. В сознании остаются некие предрассудки, помогать расчищать которые, я полагаю, должны добрые примеры, подобные этому. Глубоко убежден в том, что наличие храма, вне зависимости от отношения к религии педагогического состава и студенчества, является дополнительно очень добрым и важным фактором, содействующим воспитанию нашей молодежи".

Подводя итог своему выступлению, Его Святейшество подчеркнул, что партнерство науки и религии, светской и духовной систем образования является сегодня чрезвычайно востребованным и необходимым для воспитания творческих, высоконравственных и ответственных граждан, которые бы могли далее развивать науку и ставить ее достижения на службу человечеству.

Перед участниками съезда также выступил президент Российского союза ректоров, ректор Московского государственного университета В.А.Садовничий.

Подводя итоги заседания, Президент России Д.А.Медведев, в частности, поддержал мнение Святейшего Патриарха Кирилла о том, что следует думать не только о путях преодоления кризиса, но и о формировании системы ценностей, на основе которых будет развиваться российское общество.

Российский союз ректоров был создан в 1992 году, с 1994 года организацию возглавляет ректор Московского государственного университета В.А.Садовничий. IX Съезд союза посвящен теме "Стратегия развития высшей школы в новых социально-экономических условиях".

Гороховца
Ярославля
Переславля
Борисоглебского
Ростова Альманах
Гороховец Переславль-Залесский Ярославль Ростов Борисоглебский
Hosted by uCoz