Суздаля Углича Владимира Александрова Мурома Новости |
Святейший Патриарх Кирилл совершил в домовом храме Санкт-Петербургских Духовных школ утреню с акафистом Божией МатериЗа богослужением в церкви во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова пели три хора Санкт-Петербургских Духовных школ: мужской, смешанный и женский. В храме, в частности, молились профессора, преподаватели и воспитанники учебного заведения. сообщает Служба коммуникации ОВЦС.По окончании великопостного богослужения Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал епископ Гатчинский Амвросий. Он отметил, что на Петербургской земле у Святейшего Владыки есть духовная родина – Санкт-Петербургская Духовная академия. "Она взрастила Вас, здесь Вы встретили великих наставников и своего духовного авву, – сказал Владыка Амвросий. – Потом в течение десяти лет (самых ярких в новейшей истории академии, как вспоминают преподаватели школы) Вы возглавляли свою alma mater. И вот сегодня Ваше Святейшество впервые в Патриаршем достоинстве совершил в академическом храме богослужение". Архипастырь поведал, что в преддверии Поместного Собора Русской Православной Церкви-преподаватели и воспитанники Духовной школы города на Неве усердно молились и внимательно следили за тем, что происходило в эти непростые дни. "А после Вашего избрания, уже в поздний час, академическая семья совершила в Иоанновском храме благодарственный молебен", – добавил епископ Амвросий. Поздравляя Святейшего Патриарха Кирилла с 40-летием принятия монашеского пострига, ректор Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии преподнес ему на молитвенную память образ апостола Иоанна Богослова и знаки Патриаршего достоинства: куколь с образами апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святого благоверного князя Александра Невского. Кроме того, студенты Духовной школы написали портрет Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Большое полотно также стало подарком Святейшему Владыке. "С особым чувством переступил я порог Санкт-Петербургской Духовной академии, с которой связана значительная часть моей жизни – сначала в качестве студента, а потом и в качестве ректора, – отметил в ответном слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – Годы, проведенные мною в этих стенах, были непростыми: Церковь находилась тогда в трудном положении, которое просто невозможно сравнить с тем, что мы видим сегодня. Каждый день, который я проводил в своем кабинете или других местах, исполняя обязанности ректора, был в первую очередь посвящен тому, чтобы защитить родную Духовную школу – защитить от попыток закрытия, перевода во Псков, ограничения приема студентов и многих других действий, которые в то время целенаправленно осуществлялись с целью лишить Церковь возможности воспитывать пастырей, способных в будущем нести слово Христовой истины нашему народу". В политическом лексиконе 70 – 80-е годы именуются временем застоя, напомнил Его Святейшество, подчеркнув: "Однако те, кто сейчас находится в храме и помнит наши совместные труды в те нелегкие годы, знает, что в стенах академии застоя не было". Предстоятель Русской Православной Церкви от всего сердца поблагодарил коллег, сослужителей, собратьев, которые разделяли с ним ответственное и важное служение. Он особо обратился с приветствием к сотрудникам академии, которые до сих пор трудятся в Санкт-Петербургских Духовных школах, и к тем, что уже на пенсии. "Я всегда храню в своей памяти совместные труды, которые мы совершали", – сказал Святейший Владыка. Предстоятель Русской Церкви отметил, что сегодняшнее чтение акафиста привело ему на память молебные пения, которые он, будучи ректором, каждую среду вместе с монашествующей академической братией совершал в этом храме перед иконой Пресвятой Богородицы "Знамение". "Не скрою, что некоторая грусть и разочарование посетили меня сегодня, когда из всей монашеской братии, которая тогда во множестве окружала меня перед образом Знамения, сегодня со мной молились два человека – отец Ианнуарий и отец Софроний, – продолжил Святейший Патриарх Кирилл. – Но полагаю, со временем в этих стенах снова будет активная монашеская община. Подвиг ученых монахов имеет огромное значение для воспитания молодежи и для продвижения богословской науки, поскольку люди в монашеском звании, отдающие себя школе, призваны полностью посвящать себя этому великому труду. Ученым монашеством всегда была крепка Духовная академия, будь то Петербургская, Московская, Киевская или Казанская. Всегда оплот школы составляли иноки, жизнь свою посвятившие отечественной богословской науке и воспитанию юношества". Обращаясь к ректору Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии, Святейший Владыка сказал: "Я очень надеюсь, Владыка Амвросий, что вновь в этих стенах будет сильная, хорошо образованная, преданная делу Божию, энергичная монашеская община, чтобы снова во множестве люди приходили в академический храм, как то было в годы, которые сохранились в моей памяти как совершенно замечательное время". Образование пастырей – это великий труд, свидетельствует Его Святейшество. Он подчеркнул, что "в любое время воспитание есть сложная задача, ныне же воспитывать юношество особенно трудно, потому что мы живем в так называемом информационном обществе, обществе открытом, где никакими средствами невозможно оградить молодой ум и молодое сердце от влияния информации, которая очень часто несет в себе чуждые христианству стереотипы, образ мыслей и образ жизни". Это информационное воздействие построено таким образом, что воздействует в первую очередь не на сознание, а на чувства, на инстинктивное начало, подталкивая людей жить по закону инстинкта. "Если не противопоставить губительному воздействию на человеческое сознание мощный духовный заслон, то очень скоро наша цивилизация превратится в цивилизацию инстинкта. Такая человеческая общность нежизнеспособна, потому что люди, живущие по голосу страсти, очень быстро теряют человеческий облик, разрушая свое нравственное начало, превращаясь в зверей, а общество превращается в волчью стаю", – заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. "Когда мы ужасаемся новостям о страшных преступлениях в молодежной среде, о жестоких убийствах и прочих тяжких и гнусных преступлениях, многие лицемерно обрушивают на молодежь сокрушительную критику, – сказал далее Святейший Владыка. – Но нужно помнить, что молодое поколение является объектом воздействия разрушающей дух человека информационной машины. И те, кто вступил на путь служения Господу, – не исключение. Это молодые люди из тех же плоти и крови, подверженные соблазнам не меньше, чем их сверстники, обучающиеся в светских школах". В связи с этим возникает вопрос: что можно противопоставить всему этому, как воспитать человека, способного искренне отдать свою жизнь Богу вопреки предложениям жить по плоти? Какой притягательной картиной можно увлечь внимание юноши, какими усилиями можно сохранить чистое сердце и чистый разум? Его Святейшество подчеркнул: "Нам иногда кажется, что достаточно усилить дисциплину, “закрутить гайки”, подольше находиться в храме во время богослужения – и все встанет на свои места. Это не так. Можно и в храме часами стоять, а думать о своем. Можно выполнять предписания дисциплины, а жить собственной внутренней жизнью. И когда перед человеком открывается свобода выбора, он начинает жить по законам того внутреннего мира, который он создал". Как отметил Предстоятель Русской Православной Церкви, есть только один способ – очень простой и одновременно трудный, который должен лежать в основе воспитания юношества в духовных школах, – сформировать религиозный образ жизни у молодого человека: "Самая главная задача заключается в том, чтобы уже здесь, в этих стенах, он обрел богатый внутренний опыт, опыт общения с Богом, уникальный, свой собственный; чтобы в ответ на это общение с Господом он получал реальную помощь свыше. Необходимо, чтобы он понял: быть верующим и жить по законам веры значит быть счастливым человеком с богатой внутренней жизнью, с которой не могут сравниться никакие облеченные в ложно привлекательную упаковку жизненные стандарты". Для этого, отметил Святейший Патриарх Кирилл, нужно постоянно воспитывать свой разум, много самостоятельно читать, много думать и обязательно писать: "Наверное, самая большая ошибка нашей школы состоит в том, что мы мало пишем, мало самостоятельно излагаем на бумаге свои мысли. Сейчас, в век интернета, очень часто подготовка сочинений сводится просто к переписыванию информации из всемирной компьютерной сети. Однако нужно научиться самостоятельно мыслить, анализировать прочитанное, излагать свои мысли и устно, и письменно. Такая работа над самим собой требует много времени, и если отдаваться этой работе, то не будет времени на пустоту, на праздное и опасное для души времяпрепровождение. А если эту творческую созидательную работу соединить с молитвой, с реальным религиозным опытом, то духовная школа станет поистине школой мысли и школой духа. "Я не представляю, каким еще способом можно воспитать сегодня достойного пастыря, способного говорить с современным обществом, передавать ему Евангельское послание, защищать свои убеждения, делать их понятными для других, жить глубокой религиозной жизнью, кроме как через прохождение школы благочестия в наших духовных школах, – заявил Его Святейшество. – Я хотел бы от всего сердца пожелать вам всем приобщиться к этому, поверьте мне, прекрасному опыту. Если человек не овладевает им в этих стенах, то просто теряет время зря". В продолжение своей мысли он отметил: "Если студент, воспитанник, воспитанница берут на себя обязательства овладеть основами интеллектуальной и духовной жизни, то можно отменять службу дежурных помощников инспекторов и не смотреть на часы, проверяя, когда он или она пришли из города. Все будет правильно устроено, потому что внутри каждого будет свой собственный инспектор, который будет подсказывать. можно ли потратить время понапрасну или этого делать нельзя". В тот век, в который мы живем, нет другого способа воспитывать юношество, подчеркнул Святейший Владыка. Предстоятель Русской Православной Церкви обратил внимание слушавших на еще одно обстоятельство: "Молодежь, особенно молодежь сегодняшнего дня, не слишком верит в красивые слова, но очень подвержена влиянию примера. Собственно говоря, то, что сегодня происходит в сфере так называемой массовой культуры, есть видимое свидетельство того, как примеры оказывают потрясающее воздействие на массовое сознание людей, в первую очередь, юных. Ныне кумирами являются не мыслители, не писатели, а популярные певцы, музыканты, спортсмены. А почему это происходит? А потому, что слишком притягателен пример. Эти люди становятся героями в сознании молодежи. Если мы хотим воспитать современное православное юношество, то пастыри, преподаватели, профессора должны стать такими примерами и героями. Если совершается богослужение, а за богослужением студенты не видят своих профессоров и преподавателей, им не с кого брать пример". "Духовная школа – это школа и студентов, и преподавателей; это единая семья, и ведь так было все десять лет, что я имел счастье здесь служить. Нам с вами многое нужно сделать и правильно устроить, – подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – Я обращаюсь в первую очередь к Владыке Амвросию, профессорам и преподавателям славной Санкт-Петербургской Духовной школы, к вам, мои дорогие студенты. Кроме нас эту задачу никто не решит, и мы с вами не можем уклоняться от ее решения, потому что у нас просто нет времени. Годы студенчества, учебы – это прекрасное время роста, и дай Бог, чтобы рост был интенсивным, чтобы он был зримым, в первую очередь, для самих возрастающих, дабы каждый день приносил пользу, менял что-то в сознании и в сердце. И тогда мы будем сильнее потока массовой информации, тогда наши убеждения будут сильнее всех искусственных стереотипов". Святейший Владыка выразил радость, что в сороковую годовщину монашеского пострига Господь привел его в стены Санкт-Петербургской Духовной академии. "Я буду молиться, чтобы все, о чем мы говорим сейчас с вами, постепенно воплощалось в жизнь, и прошу молиться о том всех вас. Прошу мирян посещать храм академии, чтобы он не превращался в домовый храм школы, но чтобы здесь непременно была живая община, чтобы под сводами этого храма молодежь видела верующих людей и получала опыт пастырской жизни. Дай Бог, чтобы лучшие традиции Санкт-Петербургской Духовной школы отразились сегодня в конкретных деяниях всех, кто здесь начальствует, учит и учится", – пожелал Его Святейшество. Предстоятель Русской Православной Церкви поблагодарил епископа Гатчинского Амвросия за слова приветствия и памятные дары. Святейший Патриарх передал Духовной школе семь комплектов литургических облачений, по десять облачений в каждом комплекте, для обновления ризницы столь близкого и дорогого его сердцу академического храма. По благословению Святейшего Владыки всем присутствовавшим в храме были розданы иконки преподобного Серафима Вырицкого. Этот святой – практически наш современник, отметил Святейший Патриарх Кирилл. Преподобный Серафим – человек глубокой веры, истинной духовной жизни – просиял на Петербургской земле и был прославлен в сонме святых Русской Православной Церкви. "Пусть Божие благословение пребывает над всеми нами, пусть покров Пречистой и Преблагословенной Царицы Небесной покрывает Санкт-Петербургские Духовные школы. Молитвами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова да укрепляется наше юношество на замечательном пути духовного возрождения и восхождения", – сказал в заключение Предстоятель Русской Церкви. |
Гороховца Ярославля Переславля Борисоглебского Ростова Альманах | ||