Суздаля Углича Владимира Александрова Мурома Новости |
В Великий Четверг Святейший Патриарх Кирилл совершит чин умовения ногЧин умовения ног будет совершаться Предстоятелем Русской Православной Церкви впервые в новейшей истории. Богослужение пройдет в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы после Божественной литургии Великого четверга, сообщает Патриархия.ru.В Страстной Четверг во время Чина умовения ног архиерей, по образу Христа, умывшего ноги своим ученикам за Тайной Вечерей, умывает в храме ноги сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию. В настоящее время этот чин вошел в богослужебную практику некоторых Поместных Православных Церквей, он совершается в отдельных епархиях Русской Православной Церкви. Кроме того, данный чин совершается в Римо-католической Церкви, в Армянской Апостольской Церкви. В католической богослужебной практике чин совершает священник, умывая ноги двенадцати прихожанам; в Армянской Апостольской Церкви чин совершает Верховный Патриарх и Католикос всех армян. В общих чертах чин сохранился также в некоторых протестантских деноминациях; в протестантских общинах ноги умывают мужчины — мужчинам и женщины — женщинам. По православной богослужебной традиции, зафиксированной в третьей части "Архиерейского чиновника", Чин умовения ног совершается после заамвонной молитвы в Великий Четверг. После пения "Буди имя Господне" Патриарх садится в кресло на горнем месте, вокруг него с двух сторон садятся 12 священников по числу апостолов, бывших в Сионской горнице. Затем духовенство, находящееся в алтаре, запевает 50-й псалом, во время пения которого диаконы выносят на солею сосуд с водой для умовения. Следом выходит архиерей и садится в кресло, стоящее на солее лицом к алтарю. Затем диаконы выводят под руки на солею священнослужителей, принимающих участие в чине. В это время хор поет умилительную стихиру "Союзом любве" и другие песнопения Великого Четверга. После того, как на солее сядут все 12 священников, диакон возглашает мирную ектению с особыми прошениями: "о еже освятитися умовению сему". После ектении Патриарх читает молитву, в которой просит Господа через это символическое умовение омыть грехи людей. Затем наступает ключевой момент чинопоследования. Диакон начинает чтение отрывка из Евангелия, в котором описывается умовение ног Спасителем Своим ученикам. Во время чтения слов "и положи ризы своя" Патриарх снимает с себя облачение и остается в подсаккоснике, епитрахили и поручах, а затем при соответствующих словах Евангелия Патриарх берет лентион (широкое и длинное полотенце) и вливает воду в умывальницу крестообразно. Далее в Евангелии содержатся слова: "и начат умывати ноги учеником и отирати лентием, имже бе препоясан"; в этот момент Патриарх поливает водой на ноги священников и вытирает их лентионом, которым он, как и Спаситель на Тайной вечери, опоясывается. Когда же Патриарх доходит до старшего из священников, диакон читает следующий отрывок: "прииде же к Симону Петру и глагола ему той", после чего старший священник говорит Патриарху слова апостола Петра: "Господи, Ты ли мои умыеши нозе?", на что Патриарх отвечает ему словами Спасителя: "Еже Аз творю ты не веси ныне, разумееши же по сих". Старший священник отвечает: "Не умыеши ноги моей во
век" и получает ответ от Патриарха: "аще не
умыю тебе, не имаши части со Мною". В ответ на эти
слова священник указует на свои руки и голову, говоря:
"Господи, не нозе мой токмо, но и руце и
главу", после чего Патриарх говорит:
"измовенный не требует токмо нозе умыти, есть бо
весь чист и вы чисти есте, но не вси" и умывает ноги
старшему священнику. Затем Патриарх читает заключительную молитву, после чего
совершается отпуст Литургии. |
Гороховца Ярославля Переславля Борисоглебского Ростова Альманах | ||