Суздаля Углича Владимира Александрова Мурома Новости |
В Москве состоялась премьера фильма о митрополите Филарете (Амфитеатрове)Пресс-премьера нового документального фильма "Прикосновение" (часть 1. "Оптина") состоялась 4 июня в Центральном доме кино, сообщает Благовест-инфо. Фильм снят режиссером и сценаристом Игорем Яринских по благословению покойного Патриарха Алексия II. Задуманная кинотрилогия посвящена разным этапам жизни митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Амфитеатрова) (1779-1857) – известного пастыря, церковного ученого, духовного просветителя, устроителя монашеской жизни. Первый фильм трилогии, который был представлен продюсерским центром "Жемчужный экран", рассказывает об Оптиной пустыни – в этой обители святитель Филарет в 1820 г., будучи епископом Калужским и Боровским, основал Иоанно-Предтеченский скит и положил начало старчества. Как сообщил режиссер, вторая часть будет посвящена Киево-Печерской лавре, где митрополит Киевский и Галицкий жил несколько лет и "где он очень почитаем". Третью часть трилогии "Прикосновение" решено посвятить Афону как источнику старчества в России. Сами авторы определяют жанр картины "Оптина" как "художественно-документальный", как фильм-исследование, как "движение из настоящего времени в прошлое и будущее". Киноповествование рассказывает об однодневном путешествии съемочной группы в Оптину пустынь и о том, что удалось там обнаружить паломникам с кинокамерой. Использован эффект "реального времени": вот группа собирается в Москве, вот приезжает перед началом литургии в праздник Преображения Господня в обитель, куда стекаются многочисленные паломники. Далее снимается литургия, во время которой звучит колокол на звоннице, устроенной на месте убийства оптинских монахов в 1993 г. Во время чина освящения плодов закадровый голос впервые упоминает о святителе Филарете, зачитывая трогательный рассказ его младшего современника о краже груш в монастырском саду и о добродушной реакции митрополита. Только к вечеру, ко второй половине фильма съемочная группа приближается к скиту, основному Филаретом, но подходит к нему не сразу, а через большую врезку кадров из Святой Земли, где повествуется евангельская история об Иоанне Предтече. Неспешная съемка не раз воспроизводит довольно продолжительные фрагменты богослужения, например, полностью поется "Символ веры", 40 раз произносится "Господи, помилуй". Как рассказал режиссер "Благовест-инфо", он принципиально не соглашался, когда один из центральных телеканалов предложил урезать в фильме полный текст долгих молитвословий, т.к. считал это кощунством. К концу фильма вскользь упоминается о старчестве, и завершается картина встречей съемочной группы с Оптинским духовником схиигуменом Илием (Ноздриным). Эта встреча также приводится в режиме "реального времени". Для зрителя очевидно, что киногруппа застала старца врасплох – пока он переходил из одного помещения в другое, ему задали вопрос о смерти, о том, как к ней подготовиться. Во время обсуждения мнения зрителей разделились: кто-то посчитал слова схиигумена путеводным откровением, кто-то назвал его слова "банальностью". Во всяком случае, о. Илий, стесняясь направленной на него камеры, тихо сказал что-то о том, что нужно приближаться к свету, бежать тьмы, каяться в грехах, и довольно быстро проследовал по своим делам. Как пояснил И. Яринских после просмотра, вопрос о смерти – это его личный вопрос, который, согласно замыслу, должен стать ключевым для первого фильма. В следующих частях трилогии такими проблемами, соответственно, будут смирение и старчество. Во время обсуждения мнения зрителей разделились: некоторые упрекали авторов за нераскрытую тему, за "сумбурный" сценарий, за поверхностный взгляд. Так, протоиерей Михаил Захаров считает, что такое кино мог бы снять любой турист, что тема Оптиной пустыни и старчества не раскрыта: "Если это и "прикосновение", то очень поверхностное". Дирижер Анатолий Полетаев убежден, что фильмы на подобную тему "нельзя взять одним энтузиазмом". Предсказывая картине серьезную критику "на широком поле", он, впрочем, отметил благородство помыслов создателей картины: "Хорошо, что в вас нет наглой самоуверенности, но есть желание понять". На серьезность мотивации авторов фильма обратил также внимание актер Александр Кузнецов: "Важно, во имя чего это сделано. Может, это и не идеальное кино, но искреннее, в нем заметен духовный посыл". За авторов вступилась также актриса Любовь Омельченко: признав, что ощущение любительского фильма все же возникает, она подчеркнула, что фильм по-настоящему "задевает душу". А представитель Комитета по связям с общественными и религиозными организациями правительства Москвы Константин Блаженнов положительно отозвался о картине и заявил, что она побуждает зрителей съездить в Оптину пустынь и больше узнать о явлении старчества. В дискуссии обсуждалась также не только эстетическая сторона, но и миссионерское значение фильма; высказывались сомнения в том, что фильм сможет донести до широкой аудитории главное в православии – весть о Христе. "Больше думать о зрителе, чем о себе", -- посоветовали коллеги Игорю Яринских. Режиссер Елена Стрижевская подвела черту, предложив отнестись к фильму "Оптина" как к "эскизу" и ожидать в последующих частях трилогии "завершенной работы". |
Гороховца Ярославля Переславля Борисоглебского Ростова Альманах | ||