Суздаль Углич Владимир Александров Муром
Суздаля
Углича
Владимира
Александрова
Мурома
Новости

Выставка "Духовные сокровища Приднепровья" открылась в Днепропетровске

Отдельный раздел выставки посвящен коллекции крестов. Крест, как орнаментальный мотив и символический знак, известный во многих культурах и имеет древние корни, это один из основных символов христианской веры и предмет религиозного культа. Христос был распят на кресте во имя спасения человечества. Таким образом, крест становится символом спасения и вечной жизни. На выставке экспонируется напрестольный крест, который обычно используют в литургической службе, стоит на престоле, а также наперсные кресты, кресты-энколпионы, разнообразные нательные кресты.

Среди напрестольных крестов отличается резной кипарисовый крест, который казак Иван Шепотинник вложил в Свято-Николаевскую Ново-Кодацкую церковь в 1774 г. Обращает на себя внимание также серебряный крест-мощовик напрестольный, поступивший из Преображенского собора. Этот крест изготовлен в 1759 г. в Москве на фабрике Кункина. Кресты-энколпионы - своеобразные реликварии, поступили в музей из частной коллекции А. Н. Поля. Относятся они к до монгольской эпохи, найденные на Княжеской горе под Каневом. У жителя Киева В. Балашова музей приобрел кресты-энколпионы, найденные на территории Старого Киева.

На выставке представлены и староверческие кресты. Они, возможно, пришли к нам из староверческих мастерских - церквей поповского и безпоповского направлений - Поморье, Москвы, центральных и южных губерний России. Нахождения староверческих вещей связано с деятельностью в Екатеринославе и Никополе староверческих церквей (Белокриниченского согласия) с начала XIX в. до 1957 г. Значительное количество староверческих вещей поступила в музей в 1919 г. из собственного собрания купца-старовера П. П. Пронина.

В коллекции музея имеются запорожские кресты - в основном нательные, найденные в захоронениях. Церковь имела огромное значение в христианско-демократическом устройстве казачьего общества. Д. И. Яворницкий отмечал, что для казаков "защита веры предков и православной церкви составлял основу всей их жизни".

На протяжении XVII - XIX в. в культовой практике православной и католической церкви в Украине были в обиходе вотума (металлические подвески). Они имели разную форму или просто изображали какую-то часть человеческого тела. Подвески цепляли к чудотворным иконам в качестве благодарности за исцеление. Коллекция вотумов ДИМ насчитывает 68 единиц и датируется периодом с конца XVIII до начала ХХ в. Ее комплектование началось с 1905 г. Вотумы попали в музейную коллекцию из церкви с. Лыхивка Верхнеднепровского района, а также из других сельских храмов. Многие вотумы изготовлены Екатеринославскими и

Золотоношенскими народными мастерами (по образцу "паломнических" табличек). Они имеют бусовый край, изображают людей или части тела.

Жемчужиной культовой музейной коллекция являются религиозные книги – Библии и Евангелия XVII-XIX века, украшенные изысканными металлическими и кожаными оправами.

На выставке также представлено несколько литургических предметов: богослужебных чаш – потиров, дарохранительниц и кадильниц. На выставке экспонируется - дарохранительницы 1771 г. Благодаря вкладной надписи можно установить, что дарохранительница была изготовлена в 1770-1771 гг. в Киеве (любые клейма на ней отсутствуют, возможно, они находились на утраченных частях). Она выполнена с высоким художественным мастерством в стиле барокко.

Экспонируются и венчальные короны - предметы церковного обряда в виде металлических обручей, декорированных ленточным, растительным и геометрическим орнаментом. Представлены, в частности - венец мужской, украшен, финифитеевыми медальонами; венец круглый, металлический, на бархатной подкладке красного цвета, с изображением Божьей матери и младенцем, начала ХХ в.

Гороховца
Ярославля
Переславля
Борисоглебского
Ростова Альманах
Гороховец Переславль-Залесский Ярославль Ростов Борисоглебский
Hosted by uCoz