Митрополиту Илариону сослужили: председатель Синодального
отдела религиозного образования и катехизации епископ
Зарайский Меркурий, викарий Эстонской митрополии епископ
Нарвский Лазарь, наместник Псково-Печерского Успенского
монастыря архимандрит Тихон (Секретарев), наместник
Успенского монастыря города Липецка игумен Митрофан
(Шкурин), член Синода Эстонской Православной Церкви
Московского Патриархата протоиерей Николай Головастиков,
клирики Эстонской митрополии.
По окончании литургии епископ Нарвский Лазарь кратко
рассказал об истории Воскресенского собора. Храм был
заложен в 1890 году по случаю встречи в Нарве российского
императора Александра III и германского императора
Вильгельма II. Строившийся как храм для рабочих
Кремгольмской мануфактуры, впоследствии он стал
кафедральным собором самостоятельной Нарвской епархии, а
затем, когда эта епархия была упразднена, сохранил статус
собора в рамках Таллинской епархии, ныне – Эстонской
митрополии. Воскресенский собор, освященный в 1896 году,
никогда не закрывался.
Епископ Лазарь выразил надежду, что визит председателя
ОВЦС будет способствовать примирению православных верующих
Эстонии, чтобы они могли "едиными усты и единым
сердцем славить Отца Небесного".
На память о посещении Воскресенского собора епископ Лазарь
преподнес митрополиту Илариону письменный прибор.
"Ваше Преосвященство владыка Лазарь!
Досточтимый владыка Меркурий!
Ваше Преподобие отец Тихон,
наместник Свято-Успенского Псково-Печерского
монастыря!
Дорогие братья и сестры!
С большим внутренним трепетом переступил я сегодня порог
этого храма и совершил здесь Божественную литургию.
Владыка Лазарь напомнил нам об истории Воскресенского
собора. Действительно, всякий храм имеет свою историю, и
когда мы здесь находимся, участвуем в Божественной
литургии, мы как бы становимся частью этой истории,
соприкасаемся молитвенно и духовно с теми людьми,
которые созидали храм, которые молились в нем, которые
восстанавливали его.
Эта живая связь времен особенно сильно ощущается в доме
Божием. Для кого-то из нас это храм, куда мы пришли
сами, для кого-то – храм, где молились наши
родители, наши деды, храм, с которым, может быть,
связаны несколько поколений наших предков. И когда мы
приходим в храм Божий, мы ощущаем эту полноту
человечества – не только пребывающего здесь, но и
тех людей, которые перешли в мир иной, но продолжают
оставаться частью нашей жизни, потому что Господь дал
нам знать, что человек не умирает. Если человек уходит в
иной мир, он уходит не для того, чтобы исчезнуть, не для
того, чтобы погибнуть, но чтобы и там продолжать жить и
ожидать нас, чтобы мы, любившие этого человека здесь, на
земле, ожидали вечности без страха и трепета, зная, что
там встретим дорогих нам людей, которые покинули этот
мир.
Поистине, храм является вместилищем для всех – и
для живых, и для усопших. Храм – это вместилище и
прошлого, и настоящего, и будущего.
Мне было радостно сегодня на Божественной литургии
видеть множество молодых людей и множество детей,
которые обучаются в воскресной школе при этом соборе.
Это свидетельствует о том, что вера православная,
которую бережно, а подчас и с риском для жизни сохраняли
наши предки, будет передаваться и нашим потомкам.
И в этом тоже значение храма Божия: благодаря храму,
благодаря участию в таинствах Церкви, благодаря
проповеди, которая здесь звучит, благодаря молитве,
которая совершается непрестанно, не пресекается
преемство духовного опыта и истинной веры, но переходит
от одного поколения к другому. И мы верим, что святая
православная вера перейдет и к нашим детям и внукам, что
никогда не оскудеет молитва, совершаемая в храме Божием,
что никогда до скончания времен не пресечется это
преемство духовного опыта, передающего истину
Православия от одного поколения другому.
Владыка Лазарь, Вы напомнили о том, что этот храм
создавался как место молитвы для рабочих мануфактуры.
Мануфактуры уже нет, рабочие, для которых создавался
этот храм, давно уже покоятся в сырой земле, а храм этот
стоит и, как мы верим и о чем мы молимся, будет стоять и
пребывать вовеки.
Церковь Христова, о которой Господь сказал, что врата
адовы не одолеют ее, будет пребывать вовеки, и до
скончания времен будет возвещаться здесь, на нашей
грешной земле, истина святой православной веры. А когда
времена земного бытия мира закончатся, та Божественная
литургия, которая совершается здесь, на земле, будет
продолжаться в вечном царстве Небесного Отца, где
соединятся все, в том числе и те, кто на земле, быть
может, не любили друг друга или враждовали между собой.
Всякая вражда, всякий конфликт приходит к нам либо от
диавола, либо от нашего собственного человеческого
несовершенства. А всякая любовь и всякая правда приходит
от Бога.
Господь сказал нам: Блаженны миротворцы, ибо они
нарекутся сынами Божиими (Мф. 5. 9). Блаженны те,
кто несет людям мир и любовь, кто умиряет конфликты, кто
противостоит человеческой злобе, кто отвечает на зло не
злом, но добром. Для этого требуется особая сила, особое
смирение, подчас большое терпение. Но именно ради этого
Господь призвал нас в этот мир.
Если мы знаем, что где-то произошел конфликт, мы должны
понимать, что наша задача – принести мир, чтобы
люди от конфликта и противостояния перешли к мирному
соработничеству. То, что происходит на земле, должно, в
конечном итоге, отражать то, что происходит на небе, где
царствует Божественная любовь.
Сегодня мы отмечаем день церковного новолетия, который
по гражданскому календарю является обычным рабочим днем,
а для верующих – началом нового индикта, днем,
который вводит нас в чреду великих праздников –
Богородичных и Господских, начиная от Рождества
Пресвятой Богородицы, и в чреду дней памяти святых.
Каждый из этих праздников научает нас истине святого
Православия, истинной вере и добродетели.
Каждый церковный праздник, каждый день, когда
совершается богослужение, является для нас напоминанием
о горнем мире. Мы призваны через молитву и причащение
Святых Таин приобщиться к этому миру, в котором каждого
из нас ожидает Господь Иисус Христос, Пресвятая
Богородица и все святые, от века благоугодившие Богу, а
также наши близкие, перешедшие в иной мир".
На память о богослужении по случаю 120-летия
Воскресенского собора митрополит Иларион преподнес
епископу Лазарю панагию с образом Пресвятой Богородицы и
передал в дар храму икону святых Петра и Февронии.