Суздаля Углича Владимира Александрова Мурома Новости |
Обращение к миссионеруНа заключительном пленарном заседании IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви, состоявшемся 18 ноября 2010 г., редакционной комиссией съезда был предложен и принят новый декларативный документ - "Обращение к миссионеру", адресованный всем миссионерам и основанный на Священном Писании и творениях святых отцов Церкви и великих миссионеров. "Что лучше, возвышеннее, благороднее служения миссионерского?"1 Оно "есть дело поистине святое и равноапостольное. Блажен, кого изберет Господь и поставит на такое служение!" 2 К тебе, дорогой собрат, ощутившему в своем сердце призыв Божий к миссионерскому служению, обращены эти строки, собранные от сокровищницы святоотеческого наследия. Прежде всего, православному миссионеру надлежит "догматов веры и сущности деятельного учения держаться так твердо, чтобы ничего противного им не говорить и не допускать, хотя бы угрожала тебе явная смерть" 3. "Ни единым догматом, ни единой чертой в догмате мы не можем поступиться, так как все, что мы содержим до иоты — Божие учение, данное роду человеческому для спасения".4 Если миссионер твердо следует этим принципам, тогда "на его стороне стоит истина Православия, а истина есть такая сила, которую ничто в мире одолеть не может".5 Истина христианства проста, и изложение ее должно быть ясным и доступным. Из прочих "признаков, по которым должен быть угадан хороший миссионер, самый первый есть смирение — источник силы и успеха для миссионера, ибо только "смиренным Бог дает благодать". Без благодатной же помощи Божией миссионерское служение — ничто; второй признак — искреннее желание служить Богу проповедью Евангелия"6. Если миссионер обладает этими признаками, тогда он в своей деятельности избегает ошибок и крайностей, способных вызвать соблазн в Церкви. Ибо смирение уберегает его от самоуверенности и желания эпатировать людей, от увлечения миссионерскими формами в ущерб содержанию проповеди, от стремления обрести какую-то корысть, пусть даже в виде преходящей славы. Нам, дорогой собрат, следует быть особенно осторожными. "В таком служении, как наше, сколь опасно быть предоставленным одному себе, а не опираться на надежный авторитет"7. Поэтому при любых новых инициативах прежде их воплощения надлежит рассмотреть их сквозь призму Писания и Предания Церкви, обсудить с опытными миссионерами, и, конечно же, предоставить на рассмотрение правящего епископа, поставленного Богом надзирать за Церковью Христовой в своей епархии. Чуткость, осмотрительность миссионера, стремление не навредить душам доверившихся ему людей и не ввести в соблазн братьев по вере, ни в коем случае не должны исключать смелости и дерзновения, поиска новых форм и средств христианской проповеди, открытости представителям различных субкультур и социальных слоев. Нет такой глубины невежества и омрачения человеческого, до которых не сошел бы Сын Божий, нет на земле такого места, где бы не могла звучать вдохновенная проповедь о Христе. Дорогой собрат! К тому, чтобы стать подлинно хорошим миссионером, у тебя есть несколько средств. Во-первых, молитва, "потому что она низводит на дела благовествования ту благодать, которая сильна разрушить всякую твердыню: она делает слово проповедника действенным, покоряющим сердца слушателей в послушание Христово"8. Во-вторых, поучение в Откровении Божием: "Непрестанно упражняйтесь в чтении слова Божия. Пусть не пройдет у вас ни единого дня, когда бы вы не прочитали, прежде всего, положенного в этот день чтения из Евангелия и Апостола. Такое чтение, неопустительно ежедневное, нужно не только для того, чтобы помнить слова Евангельского или апостольского учения, но для того, чтобы напитаться духом этого учения"9. В-третьих, надежда на Бога, истребляющая пагубную самонадеянность, — "Только бы сердце миссионера Господу принадлежало, только бы он, куда ни устремится, везде учился ходить пред Богом и жить для Бога и действовать с Богом, взирая на Него"10. "Имей всегда скромное расположение духа и не обещай себе самонадеянно необычайных или верных успехов по твоему делу. Такие обещания происходят от гордости, а гордым не дается благодать"11. В-четвертых – христианская вежливость. Миссионеру надлежит "говорить со всеми кротко, разумно, от любви, — тогда слово большей частью будет производить хорошее действие, по крайней мере, не будет вредить; говорить же гневно, гордо, нетерпеливо, — слово будет гнилое, — люди так и примут его, и хорошего ничего не выйдет" 12. "С первого вступления твоего в должность [миссионера], поведением своим… старайся заслужить о себе хорошее мнение и уважение… Доброе мнение заставляет уважать, а кого не уважают, того и не слушают" 13. А в-пятых – любовь. "Помни всегда, что если проповедник не будет иметь в себе любви, как к своему делу, так и к тем, кому проповедует, то и самое лучшее и красноречивейшее изложение учения может остаться без всякой пользы, ибо только любовь созидает; а потому старайся иметь в себе дух святой любви" 14. "Христова истина успешнее всего проповедуется любовью. Любовь – лучший проповедник. Она найдет путь и в самую черствую душу для истины Христовой" (прп. Иустин Попович). Любовь рождается и подпитывается в миссионере, когда он не только проповедует словом, но и исполняет заповеди Христовы о милосердии к тем, кому проповедует. Поэтому важно, чтобы миссионеры "разными образами помогали бы страждущим и бедствующим" 15, чтобы таким образом "благотворительность тесно связывала юную паству с миссионерами. Без нее и невозможно… совершать дело благовествования"16. Чтобы не допускать лжи в деле, совершаемом тобою ради Господа Иисуса Христа, необходимо прилагать всемерные усилия к тому, чтобы жизнь привести в соответствие со святой истиной Божией. Ведь "если проповедник говорит не от сердца, лицемерно, то слушатели внутренним чутьем понимают несоответствие слов проповедника с его сердцем, с его жизнью — и слово не имеет той силы, которую оно могло бы принести в случае, когда проповедник сам исполнял бы слово свое на деле"17. "Успех евангельской проповеди зависит не от количества только, но и от качества проповедников веры. Итак, для миссионерского служения нужны... такие деятели, которые могли бы учить не только словом, но и нравами своими" 18. "Подвижничество — единственная миссионерская школа Православия. Православие — это подвиг и жизнь, поэтому и проповедуется оно только жизнью и подвигом"19. Поэтому миссионеру как "ратнику Церкви необходимо носить на себе броню правды и наблюдать, чтобы она всегда была целою, чтобы ни одного кольца не выпало из этой кольчуги, ни одного дела праведности не было опущено. Иначе противник Церкви, заметив в сопернике своем какой-либо нравственный недостаток или нарушение какого-либо устава Церкви, свои стрелы обличения и будет направлять прямо на этот недостаток в миссионере, и может заставить его замолчать"20. Наконец, миссионерское служение немыслимо без жертвенности и самоотречения. "Путь миссионера легок не бывает" 21, и это видно как в житиях святых апостолов, так и проповедников последующих времен. Но "неужели мы убоимся издержек, беспокойств, неудач, ведущих к решительному успеху в деле, составляющем внутреннюю, неувядающую, истинную, и вечную славу нашего народа? Нет, не убоимся, если только возжелаем сей славы... если решимся... стремиться к цели, к награде вышнего звания Божия во Христе Иисусе"22. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1
Св. Николай Японский. Дневник, 8 августа
1881 г. Синодальный миссионерский отдел |
Гороховца Ярославля Переславля Борисоглебского Ростова Альманах | ||