Суздаля Углича Владимира Александрова Мурома Новости |
Всезарубежное пастырское совещание - дни четвертый и пятыйПоследние два дня Всезарубежного совещания, как и предыдущие, начались Божественной литургией. На всех литургиях в Покровском храме с Херувимской песни до конца богослужения было общее пение собором священнослужителей. Первый доклад, в четверг 11 декабря, прочитал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, протоиерей Георгий Митрофанов. Тема доклада: "Прославление Новомучеников Российских". Если в Русской Православной Церкви Заграницей прославление Новомучеников было общим, то в Церкви в России оно было поименным. У каждого прославленного Новомученика есть, пусть и краткое, но известное житие. Отец Георгий привел ужасающую статистику гонения духовенства и верующих. К примеру, в 1937 году было арестовано 136,000 представителей духовенства. Из них 85,300 человек было расстреляно. Докладчик рассказал и другие примеры ужасов ГПУ в отношение духовенства и их семейств. На Архиерейском Соборе Московского Патриархата 2000 года был прославлен сонм Новомучеников, в том числе и "непоминающее" духовенство. Таким образом Церковь в России не только отдала дань почести своим мученикам, но и поставила непреодолимую стену между Православной Церковью и коммунизмом. По словам о. Георгия, православный человек не может быть коммунистом. Прославляя Новомучеников Российских, епископат Церкви в России фактически говорил о своем покаянии. Сразу после доклада прот. Георгия Митрофанова состоялся круглый стол на тему Новомучеников. Прот. Валерий Алексеев (Одесса) поставил вопрос о желательности прославления (Церковью в России) в числе Новомучеников Бориса Талантова и архиепископа Гермогена (Голубева). Архимандрит Лука (Джорданвиль) говорил о спорных вопросах в отношении некоторых прославленных лиц, а протоиерей Николай Артемов затронул некоторые аспекты Указа №362 св. Патриарха Тихона. В дискуссии после круглого стола был задан ряд вопросов, в частности, о противостоянии "сергиан" и "иосифлян". Прот. Георгий Митрофанов отметил по крайней мере один случай, когда НКВД оказался "объединителем" – епископ Евгений (Кобранов – из "сергианского" духовенства), митрополит Иосиф и митрополит Кирилл были расстреляны вместе в 1937, в годовщину издания Указа №362. В ходе обсуждения несколько раз была упомянута новая книга С. Фомина о митрополите Сергии: "На страже дома Господня". Эта книга находится в решительном противоречии с позицией Архиерейского Собора Московского Патриархата 2000 года. В дискуссиях еще поднимались следующие темы: прославление митрополита Иосифа, работа в архивах с делами репрессированных лиц, прославление Царских слуг, политика Сталина, прославление адмирала Феодора Ушакова, Соловецкие узники и проблема выяснения достоверности устного предания в отношении агиографий Новомучеников. В четверг после обеда имел место круглый стол на тему экуменизма. С вступительным словом выступил диакон Николай Савченко (Санкт-Петербург). Он говорил о том, что Церковь в России, в лице значительной части духовенства и верующих, относится к экуменизму крайне отрицательно и на сегодняшний день молитва с инославными практически не практикуется. Сожаление, однако, продолжает вызывать членство Московского Патриархата во Всемирном Совете Церквей, особенно в его правлении. В правление ВСЦ входит епископ и несколько клириков Московского Патриархата. В этом же правлении – 8 протестантских женщин-"священниц" и правление, согласно своему уставу, обязуется служить делу распространения и насаждение экуменизма по всему миру. Протеиерей Александр Лебедев (Лос-Анжелос) высказался за то, чтобы Русская Зарубежная Церковь продолжала обличать экуменизм, обращаться к Поместным Церквам с нашей озабоченностью и поощрять тех, кто вышел из ВСЦ. Протоиерей Максим Козлов (Московская духовная академия) сказал, что в вопросе отношения к экуменическому движению требуется сдержанность. Диалог с инославными в определенных рамках бывает полезен, а существующие ныне соблазны должны быть постепенно удалены. Архиепископ Марк говорил о взаимоотношениях с инославными с точки зрения пастырства. За круглым столом также участвовал иеромонах Андрей (Нью-Йорк). В конце дня Высокопреосвященнейший митрополит Лавр поблагодарил гостей-докладчиков из России – архимандрита Тихона и протоиереев Георгия Митрофанова и Максима Козлова – за их участие, терпение и вклад в работу Совещания и благословил их дарственными книгами. После отъезда гостей из России обсуждались проекты резолюций. В последний день совещания, в пятницу 12 декабря, после литургии, прочитал доклад протоиерей Игорь Шитиков (Флорида) на тему: "Северная Америка, как каноническая территория Русской Церкви". Перед обедом продолжилось обсуждение разных проектов резолюции и было решено вместо резолюции составить пастырское Обращение. Все желающие имели возможность высказать свое мнение по поводу Обращения и внести свои предложения. По милости Божией, Обращение было единодушно принято. Ряд священников поблагодарил архипастырей за то, что все священники имели возможность откровенно высказать свои мысли и поделиться своими переживаниями. Это свидетельствует не только о свободе духа в нашей церковной жизни, но также и о ее соборности. Было также выражено желание, чтобы доклады Совещания были опубликованы в церковной печати. Высокопреосвященнейший митрополит Лавр поблагодарил устроителей Совещания, в особенности настоятеля Покровского храма в Наяке, протоиерея Георгия Ларина и священника Серафима Гана, а также сестер-кормилиц, и призвал духовенство жить в мире и любви, трудиться во славу Божию и по возвращении в свои приходы передать прихожанам его благословение и рассказать им о Совещании. Всезарубежное совещание завершилось Благодарственным молебном перед двумя иконами – Коренно-Курским Чудотворным образом и иконой Исцеления отрока Прохора. Духовенство же, усталое, но ободренное общением и откровенным обсуждением актуальных церковных вопросов, поспешило домой, чтобы быть в своих приходах к воскресному дню. Слава Тебе Богу, благодателю нашему во веки веков! П.П. Это обозрение не является официальным сообщением Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, а лишь кратким личным впечатлением одного из участников совещания, и поэтому не претендует на полноту описания совещания. |
Гороховца Ярославля Переславля Борисоглебского Ростова Альманах | ||