Суздаль Углич Владимир Александров Муром
Суздаля
Углича
Владимира
Александрова
Мурома
Новости

Вышла книга об истории православных монастырей в Черкасской области

Украинский историк Юрий Мариновский издал новую книгу "Православные монастыри на территории современной Черкасской области после 1917 года". Об этом сообщает газета "Зеркало Недели".

Новая работа Мариновского посвящена жизни монастырей области от момента, когда они ещё находились в устоявшемся правовом поле законодательства Российской империи и до времени закрытия последнего монастыря в 1929 году. В книге также опубликованы сведения об открытии нескольких монастырей при нацистском оккупационном режиме в 1941—1944 годах, а также о новых гонениях и притеснениях обителей в период с 1958-го до середины 1980-х годов.

После 1917 года все пятнадцать монастырей Черкасской области оказались в зоне тех или иных конфликтов. А в 1919—1920 годах – в зоне военных действий.

Холодноярские же монастыри — Мотронинский, Медведивский, Жаботинский, Лебединский ещё и в 1923 году существовали в режиме чрезвычайного военного положения.

В период Гражданской войны на жизнь монастырей прямо или косвенно влияли законодательные решения всех противоборствующих сторон. С принятием Центральной Радой III Универсала по отмене собственности на землю (7 (20).11.1917) в сельской местности участились акты самоуправства. Монахини Мотронинской обители сообщают: "с начала революции" монастырь подвергался "систематическому разграблению со стороны и местного крестьянства, и различных неизвестных лиц". О вооружённой защите своих угодий просили монахи разных монастырей: крестьяне её захватывали, порой не позволяя собрать выращенный урожай.

Подрыв основ экономической жизни выражался ещё и в том, что в монастырях различными военными формированиями многократно производились "изъятия" продовольствия, монастырского имущества и личных вещей насельников. В 1920 году во время одного из разбойных нападений на Мошногорский монастырь был убит игумен Макарий.

В некоторых случаях власти пытались пресечь самоуправство, но не столько грозя наказанием, сколько призывая к благоразумию и обращая внимание селян на "бедственное положение нашего духовенства". Однако джинн вседозволенности уже обрёл свободу. По Конституции советской Украины 1919 года монашествующие были лишены избирательных прав. Тяжёлая ситуация 1919-1920 годов в области усиливалась голодом, присутствием беженцев, эпидемиями (в Черкассах - холера), уголовщиной, церковным расколом.

В 1920—1922 годах насельники монастырей, чтобы окончательно не лишиться земельных угодий, пошли на создание трудовых артелей и сельскохозяйственных коммун. Благодаря этому жизнь монастырей, хоть и в искажённом виде, была несколько продлена. А решение НКВД Украины о закрытии монастырей не могло быть исполнено в полной мере. Бюллетень НКВД 1923 года гласил: "Городские и пригородные монастыри, как мужские, так и женские, должны быть закрыты… В губерниях возможно оставить по одному мужскому и по одному женскому монастырю вдали от городов и железных дорог…".

Власти разрушали церковные традиции, принимали решения по запрещению крестных ходов, колокольного звона, паломничества в святые места; ими изымались мощи святых и чудотворные иконы. Известен случай взрыва древнего целебного источника.

В 1929-м, через 12 лет после октябрьского переворота, - "по Черкасскому округу нередко можно видеть целую волну бродячих монахов, священников, безместных учителей духовных семинарий, нередко из далёких губерний... ". После 1929 года в официальных документах монастыри Черкасской области уже не упоминаются. А ещё через 12 лет, в 1941-м, немецкие оккупационные власти, исходя из ситуации, начали давать разрешение на открытие церквей и монастырей. Тема функционирования монастырей в тот период в книге лишь намечена, она еще ждёт своего исследователя.

После Победы над фашистской Германией советская власть какое-то время была относительно мягка к возрождённым монастырям. В августе 1945 года В. Молотов даже подписал постановление, по которому монашествующие, не имеющие личных доходов, освобождались от военного налога и от налога на холостяков. Монастыри тогда стали пополняться бывшими фронтовиками, принимавшими иноческий чин по обету.

На территории Черкасской области в момент ее образования (на Рождество 1954 года) действовало 235 церквей и молитвенных домов (к началу войны здесь не было ни одной церкви). Представляется небезынтересным комментарий председателя Совета в делах Русской Церкви Г. Карпова на совещании 1957 года, касающийся количества церквей: "немцы на временно оккупированной территории провели массовое открытие церквей, пытаясь тем самым завоевать симпатии и расположить к себе население… После изгнания немецких захватчиков, по вполне понятным причинам, нельзя было проводить какие-либо мероприятия по сокращению количества открытых немцами церквей, тем более что религиозность населения в связи с трудностями, лишениями, вызванными войной, потерей родных и близких людей, значительно возросла...".

В 1960-м в области ещё действовало два женских монастыря — Лебединский Николаевский и Золотоношский Красногорский. Количество действующих церквей к тому времени сократилось до 174.

Советскую власть на Черкасщине пережил лишь один монастырь — Красногорский.

Гороховца
Ярославля
Переславля
Борисоглебского
Ростова Альманах
Гороховец Переславль-Залесский Ярославль Ростов Борисоглебский
Hosted by uCoz