Суздаля Углича Владимира Александрова Мурома Новости |
На Екатерининских чтениях основное внимание было уделено семьеВ Екатеринбурге прошли VIII Екатерининские образовательные чтения "Духовные основы образования. Семья, Церковь и государство – общие задачи воспитания в школе", сообщает "Информационное агентство Екатеринбургской епархии". Основное внимание участников чтений было уделено семье и родителям. Особенностью нынешнего форума стало широкое представительство структур министерства образования области. С духовным словом к участникам чтений обратился архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. В работе пленарного заседания участвовал министр общего и профессионального образования заслуженный учитель России Валерий Вениаминович Нестеров. Собравшиеся с интересом слушали доклады директора Института развития регионального образования Оксаны Владимировны Гайнановой и директора центра "Учебная Книга" Людмилы Андреевны Абрашкиной. Эти организации - являются ведущими подразделениями областного министерства образования, с которыми сотрудничает Екатеринбургская епархия в программном обеспечении курсов повышения квалификации для учителей общеобразовательных школ "Основы Православной культуры" и в вопросах переподготовки преподавателей. После пленарного заседания была организована работа многочисленных тематических секций. Выступление архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на VIII Екатерининских образовательных чтениях "Духовные основы образования. Семья, Церковь и государство – общие задачи воспитания в школе". "Уважаемый Валерий Вениаминович, дорогие братья и сестры! Наши VIII Екатерининские образовательные чтения посвящены, в первую очередь рассмотрению такого важного вопроса, как участие семьи, то есть родителей в духовно-нравственном и религиозном воспитании, которое доступно нам сейчас в рамках светской образовательной системы. Не случайно на наши чтения мы пригласили нашего уважаемого министра образования, заслуженного учителя России Валерия Вениаминовича Нестерова и попросили его сделать обращение к вам, дорогие наши родители, чтобы разъяснить те возможности, которые вы имеете в нашей светской системе образования для реализации духовно-нравственного воспитания своих детей. Существует стереотип и, прежде всего, в нашей церковной среде, о том, что Государственная система образования совершенно закрыта для нас, верующих людей. О том, что нашему православному чаду нет места в светской школе, как личности стремящейся и здесь укрепить свою духовную традицию, получить знания и навыки нашей традиционной нравственности. О том, что руководство государственным образованием не желает сотрудничать с Церковью. Этот стереотип оправдывает вашу, дорогие братья и сестры инертность, вашу спячку и нежелание обратить свой взор на то, какие удивительные возможности дает нам Господь в наши дни для того, чтобы наши дети слышали Слово Божие и в школе, чтобы укреплялись в нравственной традиции наших православных предков на факультативных занятиях, которые могут быть для них доступны, если только вы изъявите желание и потрудитесь, ради того, чтобы в детском саду или школе такие занятия были для них организованы. У нас с Валерием Вениаминовичем сложились, как мне кажется, замечательные личные и деловые отношения. С какой бы просьбой я ни обращался в наше областное Министерство образования, мы всегда находили поддержку и помощь. Этого увы, я не могу сказать о вас, мои дорогие братья и сестры. Сейчас повсеместно поднимается вопрос о необходимости введения обязательного культурологического курса "Основы Православной культуры" в нашей системе образования. Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорит: "Сегодня раздаются иногда голоса о том, что якобы не нужно изучать Основы православной культуры. Но это увело бы нас от знания своей истории, потому что вся история России имеет своей основой христианскую историю. Прошлое учит нас многому. Учит, как нужно преодолевать трудности, испытания. Без прошлого не может быть настоящего и будущего. Каждый гражданин нашей страны должен быть патриотом своей Родины, должен любить свою историю, знать ее, понимать истоки и историю своей культуры, ибо только тогда он может считать себя человеком культурным". А что же мы? А мы с вами, дорогие братья и сестры, к сожалению, не исчерпали те законные возможности, которые предоставлены нам Федеральным Законодательством в обучении наших детей религии в государственных образовательных учреждениях вне рамок образовательных программ, и добрым отношением нашего областного Министерства образования. Разве наши факультативы и группы продленного дня есть в каждом детском саду и в каждой школе города Екатеринбурга и области? Разве из сидящих здесь в зале верующих, церковных родителей каждый может сказать, что его ребенок занимается по тем православным программам, которые сертифицированы нашим Министерством образования? Разве все верующие наши педагоги трудятся на этой ниве? Увы, Господь дал нам такую возможность, а мы ею не пользуемся. Большая часть тех усилий, которые осуществляются в государственных образовательных учреждениях, охватывает собою не столько церковных, сколько новоначальных детей и их родителей, которым наше духовно-нравственное православное образование и воспитание оказалось нужнее, чем вам. Они, не имея в себе сил сами в полной мере им заниматься доверили эту часть работы со своими чадами нам, лучше вас расслышав слова Святителя Иоанна Златоуста: "Cтарайтесь такое наследство оставить детям вашим, которое ни от чего не могло бы потерпеть ущерба. Не будем заботиться о том, чтобы собирать деньги и оставлять их в наследство детям нашим; но будем научать их добродетели и просить им благословения от Бога. Вот драгоценнейшее стяжание! Вот богатство неизобразимое словом, неистощимое и на каждый день приносящее новый прибыток! Ничто не может сравниться с добродетелью, нет ничего могущественнее ее"! Как до сих пор строилась наша работа? Наши специалисты Катехизаторского и Учебного отделов, на основании действующих законов и соглашений о сотрудничестве выходили на руководителей, директоров школ или детских садов. Договаривались о встрече с родителями на родительских собраниях. Рассказывали им о тех программах, которые могли бы предложить их детям. Затем собирали с них заявления и по согласованию с руководством начинали занятия. Удивительно как трогательно реагировали некоторые нецерковные родители, которые говорили нам, что для их детей очень нужно это нравственное образование, которого они недополучали в семьях. Учениками, в этом случае, становились и сами родители. Вся семья постепенно обретала духовно-нравственные ориентиры, в ней менялась атмосфера. Особенно ярко это видно на некоторых сельских школах или компактных микрорайонах города, где люди живут, хорошо зная друг друга. Отрадно видеть как директора образовательных учреждений, наблюдая положительные изменения в микроклимате своего детского сада или школы, передавали опыт друг другу и сами приглашали наших специалистов. Я рассказал о том, как строилась наша работа до сих пор. Но как бы я хотел, чтобы все было несколько иначе. Чтобы группы наших родителей приходили в наши отделы и говорили: вот, мы провели собрание в своем детском саду, в своей школе, договорились с директором, все организовали - дайте нам педагога, нам это нужно, мы хотим, чтобы наши дети занимались. Нас верующих очень много. По статистике в наших православных семьях детей больше, чем в семьях неверующих. Мы могли бы создать очень благоприятную атмосферу в нашем обществе, если бы были обеспокоены духовно-нравственным образованием и воспитанием. Я прошу вас очень внимательно отнестись ко всем последующим выступлениях на наших Екатерининских чтениях. Каждое из них адресовано вам. И я бы хотел, чтобы по их окончании, в качестве видимого результата, была не резолюция, не меморандум, а развитие нашей системы духовно-нравственного образования в Екатеринбургской Епархии, прежде всего по родительской инициативе. Призываю на всех вас Божие благословение на наши совместные труды ради нашего дорогого Православного Отечества. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий". |
Гороховца Ярославля Переславля Борисоглебского Ростова Альманах | ||