Суздаля Углича Владимира Александрова Мурома Новости |
Патриарх Иерусалимский возглавил богослужение в храме Симеона БогоприимцаПо иерусалимскому обычаю праздник Сретения Господня празднуется на следующий день, 16 февраля, в день памяти святого праведного Симеона Богоприимца и святой пророчицы Анны. 16 февраля 2006 года богослужение возглавил Его Блаженство Патриарх Иерусалимский Феофил III. Богослужение прошло при многочисленном стечении паломников, в основном из России. Православный храм на месте дома святого Симеона Богоприимца находится в одном из респектабельных районов современного западного Иерусалима, называемого "Сан Симон". То есть и сегодня в названии этого места сохранилась историческая привязанность к памяти святого Симеона Богоприимца. Сам храм, огороженный достаточно высоким забором и утопающий в зелени вечнозеленых деревьев, едва виден издали. Есть еще и другое историческое название этого района – Катамоны. Как пишет историк и палестиновед Н.Н.Лисовой ""Катамонас" в переводе с греческого означает "стоящий отдельно". Но с изменением одной буквы ("катамонос") это слово звучит "пребывающий", "долго живущий". И тот и другой смысл можно вкладывать в историю жизни праведного старца Симеона". Евангелие нам повествует, что в Иерусалиме жил человек по имени Симеон, старец весьма преклонных лет, славящийся своей праведной жизнью, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Христа. Ведомый Святым Духом старец Симеон, имя которого в переводе означает с древнееврейского "услышание", приходит в храм и видит на руках Пресвятой Богородицы Богомладенца Иисуса. Тогда старец произносит тот молебный гимн без которого невозможно представить Богослужение Православной Церкви. Ныне отпущаеши Раба Твоего, Владыко, По глаголу Твоему с миром, Яко видеста очи мои Спасение Твое, Ежи еси уготовал Пред лицем всех людий - Свет во откровение языком И славу людии Твоих, Израиля. После этого святой Симеон обращается к Божией Матери со словами: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец". Вскоре после этого святой Симеон на 360 году жизни отходит ко Господу. За 270 лет до Рождества Христова, когда Птолемей Филадельф – царь тогда эллинизированного Египта – решил создать для своей Александрийской библиотеки греческий перевод священных книг иудеев, то есть Библии – Ветхого Завета. Для этого было собрано 70 переводчиков-ученых иудеев, которые перевели Библию с еврейского языка на греческий, известный под переводом Септуагинта или – "Перевод Семидесяти", лежащий в основе православной Библии. Святой Симеон, которому выпало переводить тексты пророка Исаии, усомнился в одном месте Писания где "Дева во чреве приимет" и хотел изменить текст на "молодая женщина", но какая-то неведомая сила остановила его, а также старцу было явлено откровение, что не найдет смерть пока не увидит Девы, родившей Еммануила (что значит "С нами Бог")... Есть еще версия этого события, отраженного в иконографии храма святого Симеона в Иерусалиме. Согласно древнейшему преданию святой Симеон, беседуя на обратном пути с своими спутниками, высказал по этому предмету своё сомнение и неверие; когда же он дорогою переходил чрез какую-то реку, то, сняв перстень с своей руки, бросил его в реку сказав: „если найду его, то могу поверить изречению Пророка по букве". Остановившись на ночлег в одном селении, отстоящем недалеко от реки, он на другой день купил там рыбу и когда по приготовлении ел ее вместе с товарищами, то чудным образом нашел во чреве рыбы брошенный им в реку свой перстень. Увидевши это, праведный Симеон был изумлен и очистил душу свою от всяких сомнений: тогда же было ему откровение, "не видети смерти, прежде даже не узрит Христа Господня. "Достигнув пределов Иерусалима, он поселился там и ежедневно по утрам посещал храм, нем и с нетерпением ожидал исполнения бывшего ему откровения и той блаженной минуты, когда, увидит; Божественного Младенца. После смерти старца, его святые мощи были перенесены в Константинополь при императоре Иустине (565-578 гг.) и положены в Халкопратийском храме, в приделе Иакова Брата Господня. В Иерусалиме сохранялось древнее предание, что "что на холме, лежащем в югу от продолговатой горы, находился дом праведного и благочестивого Симеона с его садом, в котором были и семейные их могилы, как это было к обычае у Иудеев и других древних народов, например у Египтян, у жителей Палестины, Сирии и проч. Что касается до построек древнейших времен, то все они с течением времени были истреблены и исчезли; существование же в древние времена прочных и великолепных построек свидетельствуется тем, что и по ныне сохраняются от зданий больше и обтесанные камеи, также различные подземные водоемы около зданий и многие места на поверхности земли, устланные мозаикой, – что свидетельствует о великолепных зданиях, бывших в эпоху христиан. В 1859 году этот участок приобретает монах Аврамий, из города Мадита, бывший тогда поверенным по постройкам Греческого монастыря. Он производит раскопки и обнаруживает под скалой внизу вырубленные гробницы, наполненные землей, камнями и костями, которые, однако, при соприкосновении с воздухом, тотчас обратились в прах. Эти погребальные пещеры и были признаны за место погребения праведного Симеона. Современный храм в Катамоне состоит из двух частей, соединенных общим широким портиком. Могила праведного Симеона находится в боковом левом приделе. Это пустая могильная яма (мощи, как мы говорили, давно были перенесены в Константинополь, а ныне, унесенные при разграблении города крестоносцами, находятся в городе Загорье, в Хорватии). Над могилой беломраморная плита, покоящаяся на четырех столбах, над ней – высокий резной деревянный киворий. Слева от гробницы, на северной стене храма, размещен ряд икон, иллюстрирующих историю о Симеоне. На первой из них Симеон со своими сотрудниками работает над созданием Септуагинты. На второй – он бросает перстень в реку, и рыба тотчас подхватывает его. На третьей иконе изображена трапеза. Симеон разрезает рыбу и видит свой перстень. На восточной стене придела в особом аркосалии находится икона "Не рыдай Мене Мати", интересно, что по-гречески этот извод называется "Крайнее смирение". Храм освящен в 1881 г. при Патриархе Иерусалимском Никодиме, который особенно любил это место и превратил его в одну из загородных патриарших резиденций. Раньше храм был приходским, поскольку вокруг жило много православных арабов. В 1948 г. арабские жители ушли из этого района и храм этот посещается в основном православными паломниками чаще из Греции. Русские паломники любят приезжать сюда на праздник памяти святого Симеона Богоприимца и святой пророчицы Анны. Павел Платонов, православное научно-просветительское общество "Россия в красках" в Иерусалиме. |
Гороховца Ярославля Переславля Борисоглебского Ростова Альманах | ||