Суздаля Углича Владимира Александрова Мурома Новости |
В РГБ прошла конференция, посвященная 200-летию КиреевскогоНа Светлой седмице, 27-29 апреля 2006 года, в Российской государственной библиотеке прошла всероссийская конференция "Иван Киреевский: Духовный путь в русской мысли ХIХ-ХХI вв.", посвященная двум юбилеям – 200-летию со дня рождения русского философа И.В.Киреевского и 160-летию начала издательской деятельности Оптиной пустыни. Конференция завершилась панихидой на могиле семейства Киреевских в Оптиной пустыни 29 апреля. Организаторами конференции выступили РГБ, РГАЛИ, Министерство культуры и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Свято-Введенский мужской ставропигиальный монастырь Оптина пустынь. Организаторы отметили, что их работу благословил настоятель монастыря Оптина пустынь архимандрит Венедикт, сообщает Владислава Филянова (Фонд Андрея Первозванного). На пленарном заседании руководитель издательства Оптиной Пустыни иеромонах Мефодий огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в котором Его Святейшество выразил радость по поводу участия центральной библиотеки страны в праздновании столь значимых для России юбилеев, в том числе 160-летнего юбилея издательской деятельности Оптиной Пустыни. В рамках конференции была открыта книжно-иллюстративная выставка "И.В.Киреевский и Оптина Пустынь", где была представлена часть фондов РГБ, посвященная русскому философу, рассказывающая о жизненном пути, литературном и философском творчестве мыслителя, его вкладе в издательскую деятельность Оптины, уникальные архивные документы, автографы работ и издательских проектов, автографы иеромонаха Макария. Перед собравшимися выступили генеральный директор РГБ Виктор Федоров, директор по научной и издательской деятельности РГБ Екатерина Никонорова, Ректор Литературного института им.А.М.Горького профессор Борис Тарасов с докладом "Философия И.В.Киреевского и современность", зав. кафедрой истории русской философии философского факультета МГУ, профессор Михаил Маслин с докладом "И.В.Киреевский и русская религиозная философия", зав. кафедрой отечественной философии РГГУ Вячеслав Сербиненко с докладом "Образ европейской культуры в творчестве раннего и позднего И.В.Киреевского", главный научный сотрудник ИМЛИ РАН, профессор Виктор Гуминский с докладом "И.В.Киреевсий и Н.В.Гоголь" и многие другие исследователи русской мысли. Виктор Гуминский, главный научный сотрудник ИМЛИ РАН, отметил, что в последние годы в Институте мировой литературы, который он представляет, у молодых исследователей появляется интерес к архивам Оптиной Пустыни, а именно к эпистолярному наследию старцев. Несомненную пользу дальнейшего сотрудничества библиотеки с Оптиной отметил руководитель издательства Оптиной пустыни иеромонах Мефодий, поскольку библиотека имеет специалистов по Святоотческому наследию, а оптинские издатели намерены продолжать публикацию наследия Святых Отцов. 29 апреля участники конференции отправились в Свято-Введенский мужской монастырь Оптина пустынь, где состоялась панихида по Иоанну и Петру, Наталье Киреевским – "оптинским чадам", как назвал их настоятель монастыря архимандрит Венедикт. Панихиду служил настоятель монастыря. Любовь насельников Оптиной пустыни к этому семейству объясняется значимостью его вклада в дело просвещения России. Во второй половине ХIХ века среди интеллигенции утвердилось мнение, что монастыри и монашество отжили свое. Иван Васильевич Киреевский был в этом смысле уникальным явлением, все дальнейшее развитие русской мысли связывая с Преданием Церкви. В это время российский рынок духовной литературы был заполонен протестантскими и католическими книгами, а из православной литературы лишь частично было издано Добротолюбие. После знакомства с оптинским старцем Макарием (Ивановым) все философские работы Киреевского стали исканием выхода из духовного кризиса, в котором оказалась европейская цивилизация. В святоотеческой мысли, в Православии И.В.Киреевский видел духовную альтернативу европейской образованности, которая может создать новую русскую философию. Нужно отметить, что монастыри в это время, действительно, переживали упадок. Даже на Афоне основная часть монашества обращала внимание на внешнюю сторону монашеского делания: псалмопение, пост, бдение, молитву с поклонами – и в этом полагали сущность монашества; внутреннюю же его сторону, совершенствование духа оставляли в забвении. В этих условиях Оптина, начав массовое издание творений Святых Отцов на церковнославянском и русском языках, превратилась в крупнейший для своего времени просветительский центр России. Издание, которым руководил старец Макарий, позволило не только возродить традиции духовного совершенствования монашества, но и послужить просвещению интеллигенции России. Немаловажно, что старцы были духовными учениками преп. Паисия Величковского. Усилиями старца Макария и его помощников, в том числе и семейства Киреевских, были опубликованы переводы преп. Паисия, который в середине XVIII века, собственно, и начал процесс перемещения святоотеческого наследия в Россию. Паисий Величковский совершил паломничество на Афон, где сумел найти драгоценные рукописи творений святых отцов и начал их перевод. Промыслительно, что у преподобного Макария и Киреевских хранились переводы, выполненные самим преп. Паисием Величковским. В результате этого за 15 лет под руководством старца Макария было издано 16 книг. Это труды преподобных Исаака Сирина, аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, Максима Исповедника, Феодора Студита, отцев Варсонофия и Иоанна, Симеона Нового Богослова. Эти книги получили все академические и семинарские библиотеки, все епархиальные архиереи, ректоры и инспекторы духовных академий и семинарий, лавры и все общежительные русские монастыри, многие славянские обители на Афоне. Начатое 160 лет назад монастырем издательство книг святоотческого предания было рискованным и дерзким делом в условиях цензуры. Все издания в то время выходили из синодальной типографии, и книги издавались только с разрешения Священного Синода. Но данное издание было осуществлено благодаря тому, что митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), не испрашивая разрешения Синода, взял на себя ответственность и благословил издание книг. Трудно переоценить роль этой деятельности для развития старчества и монашества – многое было почерпнуто в ходе переводов. Внутренняя духовная работа отныне в монашеском делании заняла первое место. Чтение святоотеческих книг старцы ставили первым занятием инока в свободное от Богослужения время, обязательным стало для всей братии ежедневное исповедание своих мыслей и чувств, смирение рассматривалось как сущность христианской жизни. И.В.Киреевский, желавший "чтобы те начала жизни, которые хранятся в учении Святой Православной Церкви вполне проникнули убеждения всех степеней и сословий наших…", открыл для интеллигенции путь в Оптину Пустынь, где бывал Н.В.Гоголь, К.Н.Леонтьев, Ф.М.Достоевский, И.С.Тургенев, В.С.Соловьев, В.В.Розанов, С.А.Есенин, П.И.Чайковский, Л.Н.Толстой, А.А.Ахматова и будущий маршал Г.К.Жуков. Оптина воспитала людей, которые через философию, через художественную литературу открыли образованным русским Православие и вырастила людей, которые его сохранили. То, что мирянин Киреевский был похоронен в Оптине – небывалый для своего времени случай и великая честь. Как известно, рядом с ним покоится его брат Петр, собиратель русского фольклора и супруга Ивана Васильевича Наталья Петровна, к которым нынешние насельники монастыря питают глубокое почтение. А через некоторое время, когда умер старец Макарий, могилы учителя и ученика оказались рядом. 29 апреля 2006 года после панихиды по Киреевским в Оптиной пустыни настоятель монастыря архимандрит Венедикт рассказал о том, каким образом могилка Ивана Киреевского способствовала обретению мощей преподобных Старцев в 1998 году. После периода многолетнего забвения могил в Оптине было трудно установить точные места захоронений старцев, и поначалу мощи некоторых святых были определены неправильно. Благодаря нечаянной находке могилы Ивана Киреевского, отличавшегося от монахов мирской одеждой, было установлено точное место захоронения старцев, так как доподлинно было известно, что напротив Киреевского был погребен старец Макарий. |
Гороховца Ярославля Переславля Борисоглебского Ростова Альманах | ||