Суздаль Углич Владимир Александров Муром
Суздаля
Углича
Владимира
Александрова
Мурома
Новости

Приветствие Святейшего Патриарха Болгарского Максима по случаю международной церковно-богословской конференции, посвященной памяти святителя Киприана, Московского чудотворца

Возлюбленные о Господе чада святой Православной Церкви!

В настоящем 2006 году от Рождества Христова все мы, клир и церковная полнота Болгарской Православной Церкви, отдаем дань уважения и признания памяти одного из святых архипастырей, просиявших в роде болгарском – митрополита Киевского и всея Руси Киприана, Московского чудотворца (1330–1406). Рядом с именами Рыльского чудотворца преподобного Иоанна, Тырновского патриарха Евфимия и других наших и всеправославных святых, имя святого Киприана является еще одним свидетельством нашего славного церковного прошлого, оно навсегда вписано золотыми буквами в историю болгарской святости.

Святой Киприан Московский происходит из царственного града Тырново, из знатного и прославленного рода Цамблаков. Монашеский путь будущего Всероссийского митрополита начался в Килифаревском монастыре преподобного Феодосия Тырновского и продолжился в Константинополе и на Святой горе Афон. В 1375 году он был рукоположен святителем Филофеем, Константинопольским патриархом, в Киевского митрополита, а с 23 мая 1381 года и окончательно с осени 1390 года до дня своего блаженного успения (16 сентября 1406 года) святитель Киприан был фактически митрополитом Московским и всея Руси.

В Москве, началось и его церковное прославление. Он был канонизирован Русской Православной Церковью в 1472 году, хотя масштабы его деятельности выходят далеко за границы этого поместного почитания. Безупречный аскет и самоотверженный пастырь, книжник  и духовный писатель уровня Святейшего патриарха Евфимия Тырновского и вдохновенный иконописец, святитель Киприан вызывает нескрываемое восхищение не только своих современников и последователей в Русской Церкви, но и признание всего православного мира. Для Болгарской Православной Церкви и родных нам богословских школ подвиг святителя Киприана есть не только основание для заслуженной гордости, но и пример, который ежедневно призывает нас ко все большему усердию и непрестанной ревности "в деле служения для созидания тела Христова" (Еф. 4:12).

Для нас, православных христиан, живущих на переломе двух бурных столетий, во все больше отдаляющемся от Церкви мире, жизненный путь святителя Киприана свидетельствует о чем-то особенно важном. Плоды его долголетней и исполненной пережитых опасностей деятельности – объединение Русской земли и Русской Церкви под одном архипастырским скипетром – ясно показывают, что только в преодолении противоречий состоит верный путь к достижению церковного, а затем и национального единства. Небольшие русские и другие славянские княжества, противоборствовавшие во второй половине XIV века, обрели своего объединителя в лице одного монаха-исихаста и книжника, родом болгарина, прибывшего из Византии, но носившего в своем сердце глубокое понимание того, что свет благовестия Христова направлен одинаково ко "всем народам" (Мф. 28:19), что церковное единство является не результатом насильственного установления власти, а плодом стремления к сохранению "единство духа в союзе мира" (Еф. 4:3). Святитель Киприан – одна из тех ключевых фигур по линии Константинополь – Тырново – Москва, которые всегда будут опровергать часто предлагаемые ныне представления о некой национальной обусловленности той или иной Поместной Православной Церкви, вне зависимости от того, имеется ли в виду минувшее или современная жизнь Православия.

Святитель Киприан Московский не только пастырь-объединитель. Он является образцом душепопечения и архипастырской ревности. Под его духовным руководством русский народ активно наставлялся в страхе Божием и высоком благочестии, а распространявшиеся в то время ереси нашли в лице Московского митрополита своего самого непримиримого противника. Для укрепления церковного благочестия он прилагал большие усилия к строительству храмов и монастырей, а его заботы о благолепии церковного богослужения и исправности богослужебных книг могут быть сравнимы только с трудами его современника – Тырновского патриарха святого Евфимия.

Современники называли святителя Киприана "мужем, у которого есть разум для божественного исполнения". Он был "носителем всякого целомудрия и великим книжником", а его племянник, ученик и приемник Киевского митрополичьего престола с 1415 до 1420 год Григорий Цамблак прославляет его как "великое светило", "столб благочестия" и "светлое кормило духа".

В нашем служении на ниве Господней мы всегда имеем пред очами пример таких наших великих наставников, как приснопамятный святитель Киприан Московский, и подражаем их вере. Сегодня не только не меньше, чем недавно минувшем прошлом, но намного больше в сравнении с концом XIV века мы ощущаем нужду в высокопросвещенных пастырях и ревнителях благочестия подобных святителю Киприану. Только тогда, когда мы следуем путем наших просиявших в святости предшественников, мы можем считать себя достойными их наследниками и продолжателями их святого дела. Перед нами, как путеводная звезда, стоит пример наших соотечественников – столпов духовной жизни, духовного просвещения и книжности, их пример и призыв, к которому мы не можем оставаться безответными. Будем же по совету апостола непрестанно являть "ревность о дарах больших", чтобы нам был открыт "путь еще превосходнейший" (1 Кор. 12:31).

По молитвам святителя Киприана Бог да подаст нам изобилие здоровой, духовной силы и еще большего преуспеяния в православной христианской духовности, наследниками и хранителями которой мы являемся!

"Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа будет со всеми вами. Аминь (2 Кор. 13:13)Патриарх Болгарский Максим

Гороховца
Ярославля
Переславля
Борисоглебского
Ростова Альманах
Гороховец Переславль-Залесский Ярославль Ростов Борисоглебский
Hosted by uCoz