Суздаль Углич Владимир Александров Муром
Суздаля
Углича
Владимира
Александрова
Мурома
Новости

В Новодевичем монастыре откроется выставка "Врата и чаши"

19 октября 2006 года в 15:00 в филиале ГИМ Новодевичий монастырь Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии и Государственный Исторический музей представляют выставку "Врата и чаши. Русское церковное искусство XVI-XIX веков", сообщается на сайте "Музеи России".

В рамках выставочного проекта "Искусство русского храма" Государственный Исторический музей представляет выставку, посвященную типологии церковных врат и чаш, как одной из структурных составляющих образа православного храма.

Предлагаемые для экспозиции произведения русского прикладного искусства (врата и чаши) по своим функциональным признакам составляют неотъемлемую часть интерьера православного храма. Выставка дополнена произведениями иконописи, в состав которых включены изображения врат и чаш.

Формы храмовых врат являются одним из средств выражения особенностей архитектурного объема храма в целом. Порталы храмов часто перекрывают массивные металлические врата, выполненные в сложной технике и в некоторых случаях украшенные большими композициями на темы Ветхого и Нового Завета. Из внутренних форм церковных врат, прежде всего, следует выделить царские врата, которые всегда находились в непосредственной стилевой связи с формами русских высоких иконостасов. Декоративные формы украшения царских врат соединяют в себе элементы резьбы по дереву и иконописи на створках. Одни из древнейших, дошедших до наших дней царских врат новгородской школы иконописи датированы XIII веком. На двух створках врат изображены святители, творцы литургий, Иоанн Златоуст и Василий Великий. На верхней скругленной части царских врат всегда изображается Благовещение. Такие врата с образами святителей на створках были распространены длительное время, как на русском Севере, так и в центральной России. Святители на представленных на выставке царских вратах первой половины XVII века написаны рукою опытного иконописца, искусство которого отличается большой любовью к четкому графическому силуэту и крупного, яркому орнаменту. Наиболее распространенный состав композиций царских врат включает в себя изображение Благовещения на верхней части врат и Евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна на сворках. На выставке представлены царские врата этого типа из Поволжья и Центральной России.

Все входящие в состав иконостаса двери храма традиционно имеют иконописную лицевую сторону. Большую художественную и смысловую нагрузку в интерьере храма несут двери жертвенника и дьяконника храма. На этих дверях часто изображались ростовые фигуры архидиаконов, архангелов, благоразумного разбойника, а иногда и отдельные композиции на ветхозаветные темы.

Царские врата, несмотря на огромное значение и сакральный смысл, редко доходят до наших дней всем своим комплексом. Однако, стремление сохранить их сказывается в том, что мы часто встречаемся с фрагментами врат, существующих как отдельные иконы. Среди таких фрагментов церковных врат на выставке можно увидеть новгородские и северные иконы Евангелистов Луки, Матфея и Марка середины XVI в., а также более поздние иконы московской школы иконописи.

Чаши православных храмов носят как литургическое, так и частное, богослужебное назначение. Среди них особенно распространены чаши святого причастия (потиры), крестильные чаши (купели), чаши для освящения воды (водосвятные чаши). Некоторые из этих чаш принадлежат к шедеврам русского ювелирного и прикладного искусства. Обычно церковные чаши выполнялись из разных видов металла, включая с конца XVII в. - олово. Одним из таких шедевров, представленных на выставке, считается большая водосвятная чаша 1685 года, выполненная московскими мастерами в технике чеканки, эмали и золочения по меди.

Гороховца
Ярославля
Переславля
Борисоглебского
Ростова Альманах
Гороховец Переславль-Залесский Ярославль Ростов Борисоглебский
Hosted by uCoz