Суздаль Углич Владимир Александров Муром
Суздаля
Углича
Владимира
Александрова
Мурома
Новости

На Иерусалимском сайте представлены стихи о паломничестве на Святую Землю в 1873 году

Православное научно-просветительское общество "Россия в красках" на своем портале "Православный поклонник на Святой Земле" в разделе "Духовная колыбель. Поэтические страницы" представляет из своих архивов книгу стихов С. Пономарева о паломничестве на Святую Землю весной 1873 года, которая называется "Из Палестинских впечатлений".

Первоначально эти стихи были опубликованы в "Киевских епархиальных ведомостях", а затем в 1875 году изданы отдельным сборником "Из Палестинских впечатлений" типографией С. В. Кульженко, сообщается на сайте ПНПО "Россия в красках".

Сборник частично переведен на новую орфографию и иллюстрирован фотографиями конца XIX века из архивов ПНПО "Россия в красках", которые позволяют воочию представить, какой видел поклонник того времени Святую Землю.

Читатель, следуя вслед за автором по городам Святой Земли к самым почитаемым ее святыням, погружается в мир его душевных переживаний и впечатлений, которые охватывают его в реалиях долгожданного паломничества.


И так, о чем мечтал когда-то,
О чем молился я порой,
Что душу радовало свято, -
То вот я вижу пред собой!

Твержу себе неумолимо
И сам не верю между тем,
Что я у стен Иерусалима,
Что я вот еду в Вифлееем!...

Так много памятных явлений
Встает пред бедною душой,
Так много сразу впечатлений,
Что я подавлен их толпой:

Теснятся в душу быстро, смутно,
Едва слежу их в тишине,
И грусть, и радость поминутно
Чредой сменяется во мне...

Новая страна, новые люди и обычаи занимают ум паломника, все ему интересно, и он жадно ловит взглядом необычные пейзажи – горы, сады, верблюды, идущие гуськом по пескам, и смуглых ребятишек, предлагающих диковинные товары. Но это не мешает автору прислушиваться к происходящим внутри него переменам духовного свойства.


И мнится мне, что будто кто-то
Вдруг на меня слагает длань
И, весь проникнутый заботой,
Зовет настойчиво: "востань!..

"Востань, объятый сном греховным!
"Очнись, опомнись: близок срок, -
"И пред тобой, рабом виновным,
"Господь в вертепе недалек"!

И сознаю я понемногу,
Что я в холодности окреп:
Не так молиться нужно Богу!
Не так являться в сей вертеп!

Не так!... и тяжко я смутился,
Поник от немощи своей...
Зачем я раньше не явился,
Когда я веровал теплей!..

Вот тот вертеп передо мною,
Вот ясли те я увидал,
О коих детскою душою
Я в церкви Божией слыхал,

Чему в Рождественские святки,
Бывало радовался я:
Где ж веры той хотя остатки?
Где радость прежняя моя?...

Что ныне? скорбь одна, томленье;
Душа болит от дел моих,
И горько, страшно охлажденье
На этом месте, в этом миг!..

В таком затмении плачевном,
Как я хотел бы пасть во прах
И в сильном трепете душевном
Разлиться в пламенных слезах

И воплем огласит пещеру:
"О Иисусе! возбуди
"Опять младенческую веру
"В моей хладеющей груди!

Постепенно от строчки к строчке мы видим, что автор от внешних впечатлений целиком уходит в изменение своего внутреннего мира, он описывает молитвенной смирение и других поклонников. Вот как он описывает моление у Гроба Господня:


Ах, что за сонмы миллионов
В те двери малые вошли,
И сколько горя внесли, стонов,
И сколько мира унесли!..

Ковчег молитв непрестающих
От всех народов, всех веков,
Ковчег чистейших слез, текущих
Без оскуденья и без слов, Как хороши твои виденья
В глухую ночь, в огнях златых
Как сердце трогает моленье
Твоих поклонников простых.

Во время паломничества с автором происходит настоящее духовное преображение.


... Брат скорбящий,
Приди и стань здесь в этот час:
И ты пред жертвой настоящей
Заплачешь сладко, преклонясь,

Ты примешь мир необычайный,
Когда сподобит благодать,
На живоносном гробе, тайны
Животворящие принять. О, ты почувствуешь в ту пору,
Как будто здесь Спаситель сам
Преподает, Незримый взору,
И плоть и кровь твои устам; И пламенеешь ты, и дышишь
Святою радостью небес,
У Гроба Господа ты слышишь,
Что Он в душе твоей воскрес. И раз причастником ты будешь
Пред светлым гробом, в час ночной,
Ты и до смерти не забудешь
О гробе том, о ночи той...

И что же видим мы в конце? Вместо разуверившегося, охладевшего душой грешника перед нами предстает возрожденный, спокойный и гармоничный человек, снова нашедший правильный путь, который заново перечитывает Евангелие, сидя на берегу Тивериадского моря::


...Но, мысли тяжкия гоня
И дух унынья ненавидя,
Живое слово вспомню я:
"Блажен, кто верует не видя".
Так Он сказал - Господь и Бог!
И если я - минутный житель,
И если здесь я - поздний зритель,
И видеть Господа не мог,
Не мог за Ним понесть я ига,
Не мог внимать Его речам:
Так вот она - святая книга-
Ее и к сердцу и к устам!
И, весь, отдавшися покою,
С невольным трепетом души,
На берегу морском, в тиши,
Страницы дивные раскрою:

"В день же той изшед Иисус из дому седящи при море. И собирашася к нему народу мнози, якоже ему в корабль влезти и сести: и весь народ на брезе стояше"....

Матф. 13, 1.2

Заканчивается паломничество, но духовный путь автора только с него и начинается. Вот какие строки рождаются у него на берегу Галилейского моря при воспоминании о трапезе здесь Христа со своими учениками:


Ах, покажитесь дрожащему сердцу яснее, яснее
Светлая трапеза, радостный берег, святейшия лица!
Хоть на минуту б увидеть те лица, послушать их речи,
Воздуху каплю вдохнуть бы, где дышет любовь всесвятая!
Там она светит и греет имя ярче и радостней солнца,
Дышет в сердцах их, сияет в глазах, раздается в беседе;
Трижды о ней лишь одной говорит само Божие Слово:
"Симон Ионин!... любишь ли ты Меня более их?... Ах, это слово порой и в мою проторгается душу!
Ныне ж с большею силой зовет, чем когда либо прежде;
Словно стучит оно в грешное сердце мне: любишь ли ты Меня?...
Страшно мне!.. Светлое слово меня в содроганье приводит:
Что я скажу, что отвечу у сердца стоящему Слову?!..
Разве лишь брошусь во прах и всю душу рудая раскрою:
"Господи! я лишь слыхал о Тебе, но Тебя я не знаю;
"Многое в мире люблю, а Тебя любить не умею:
"О, появись, позови и любить научи меня, Господи!"...

От Любви воскрешается душа, с Любви начинается путь в Вечность. Иначе паломничество бесполезно, это просто туризм. Именно этим пониманием особо ценен стихотворный сборник С. Пономарева "Из Палестинских впечатлений".

Смотрите сборник стихов С.  Пономарева "Из Палестинских впечатлений" на сайте "Православный поклонник на Святой Земле"

Гороховца
Ярославля
Переславля
Борисоглебского
Ростова Альманах
Гороховец Переславль-Залесский Ярославль Ростов Борисоглебский
Hosted by uCoz