Суздаль Углич Владимир Александров Муром
Суздаля
Углича
Владимира
Александрова
Мурома
Новости

«Крест — хранитель всея вселенныя»

В музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева проходит выставка «Крест — хранитель всея вселенныя», посвященная главному символу христианства — Кресту. Господь наш Иисус Христос принял мученическую смерть на Кресте, искупив грехи человечества, и с тех пор вот уже более двух тысяч лет Крест является символом божественного преодоления смерти и торжества над силами зла. В «Новой Скрижали» сказано: «Святой крест поставляется на всех церквах, и в церкви нет таких священных одежд, нет вещей и утвари, на которых не было бы креста, нет таинства и других молитвенных действий, при которых не употреблялось бы знамение креста».

Выставка охватывает историю креста в России с X по XX века, на ней представлено около трехсот разнообразных памятников русского искусства из музейных и частных собраний, многие из которых демонстрируются впервые.

Начало почитания креста в России связано с именем апостола Андрея Первозванного, по преданию проповедовавшего христианство на берегу Днепра и водрузившего крест на Киевских горах. Князь Владимир Креститель, внук равноапостольной княгини Ольги, принявшей крещение в Константинополе, водрузил кресты во многих русских городах. Уже в XI веке на Руси стали устанавливать монументальные белокаменные кресты для поклонения вне стен храма. Прекрасным и редким по своей древности и иконографии примером этой традиции служит представленный на выставке двусторонний рельефный крест конца XV-начала XVI века из села Толмачи Тверской области. Аналогичные кресты могли использоваться и как надгробные. На Севере Руси для изготовления подобных крестов помимо камня использовалось дерево. При входе на выставку установлен один из таких памятников, привезенный из Архангельской области. Такие кресты, достигавшие десяти метров в высоту, служили ориентирами рыбакам Поморья и указывали на принадлежность земель к христианскому миру.

В Древней Руси неотъемлемым атрибутом каждого христианина был нательный крест. В первые века после принятия христианства кресты носили поверх одежды, «как ясные показатели христианского крещения». В разных областях существовали свои характерные особенности изготовления тельников. Так, образцом для ажурных крестов с сомкнутыми концами, получивших распространение в новгородских и северных землях, вероятнее всего послужил знаменитый Людогощенский крест 1359 года. Наиболее древние нательные кресты X-XII веков, найденные при раскопках в Киеве, Херсонесе и других древнерусских городах, имели простую равноконечную форму. В XIX веке этот тип крестов получил название «корсунского». Они изготовлялись из различных пород камня и дерева, из стекла, янтаря и кости.

Почитание на Руси святых мощей привело к появлению и широкому распространению разнообразных мощевиков, среди которых преобладали двустворчатые кресты-энколпионы, носимые под одеждой или поверх нее. В основном такие кресты повторяли византийские образцы. Часто на них встречается изображение Николая Чудотворца — «всеобщего заступника рода христианского» и образы первых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, которые почитались как защитники земли Русской. Среди представленных на выставке крестов этого типа можно выделить редчайшие орнаментированные энколпионы XI-XII веков, украшенные перегородчатой эмалью и мозаикой. К XVII веку в России образовалось два центра эмальерного производства, продукция которых отличалась особой утонченностью. Это северные города Великий Устюг и Сольвычегодск. Изготовляемые там кресты расцвечивались с двух сторон прозрачными эмалевыми красками разных оттенков, наносившимися на выемчатые узоры в форме цветов и растений, и декорировались речным жемчугом или перламутром.

В синодальный период истории Русской Православной Церкви были учреждены наградные кресты священнослужителей. Так, в 1797 году появился утвержденный указом Павла I особенный наперсный наградной крест, а в 1820 — кабинетные кресты, выдававшиеся из Кабинета Его Императорского Величества, украшенные бриллиантами или драгоценными камнями и дополненные государственной символикой.

Среди наград для духовенства выделяются кресты, выпущенные в память о крупнейших событиях российской истории: Крымской войне 1853-1856 годов, Отечественной войне 1812 года, трехсотлетии Дома Романовых.

Существенную часть экспозиции составляют кресты, использовавшиеся в литургической практике. Воздвизальные или напрестольные кресты возносятся священником в храме на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 14/27 сентября. В старинные воздвизальные кресты иногда вкладывались частицы Крестного Дерева Христова, обретенного царицей Еленой в IV веке. Среди экспонируемых напрестольных крестов особый интерес представляет редкий подписной крест 1624 года, отличающийся тонкостью изысканного узора и гармоничной пластикой литых накладных фигур, а также крест рубежа XV-XVI веков, выполненный в лучших традициях русского ювелирного искусства.

В каждом православном храме находится запрестольный крест, символизирующий Голгофу. В праздники его выносят во время крестного хода вместе c хоругвями и другими святынями храма. На Руси наибольшее распространение получили деревянные выносные кресты с иконописными или резными изображениями. На выставке демонстрируется уникальный резной процессионный крест XVI века с многочисленными изображениями русских святых.

Православной Церковью установлено несколько праздников, посвященных Кресту, что нашло отражение в восточнохристианской иконографии. Ряд икон разного времени, экспонируемых на выставке, дает представление об этих праздниках.

XVII век — это эпоха появления в России множества чудотворных святынь и особенно крестов. При царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне впервые стали изготавливать кресты «мерою и подобием Креста Христова». Именно в это время патриарх Никон заказывает в Палестине несколько подобных крестов из кипариса для Голгофского придела Воскресенского собора Нового Иерусалима, для теремных церквей Московского кремля и для Крестного монастыря на Кий-острове в Белом море. Кийский крест, грандиозный мощевик, содержащий около трехсот святынь, был из них наиболее прославлен и изображался как особая реликвия на иконах XVII века с коленопреклоненным царем Алексеем Михайловичем, царицей и патриархом Никоном.

Древние подвижники, приходя в пустынное место, непременно воздвигали крест на месте будущей обители. С монашеским подвигом связано и ношение вериг. Изначально так назывались любые кандалы и оковы, в которых содержались узники. Первые христианские вериги связаны с именем Апостола Петра, выведенного из темницы ангелом. На выставке демонстрируются вериги XVIII века с частицами мощей.

Также на выставке можно увидеть кресты, являющиеся семейными реликвиями. Они передавались в роду из поколения в поколение и со временем все больше украшались различными инкрустациями и декоративными обрамлениями.

Паломнические кресты, привезенные со Святой земли, также весьма разнообразны: среди них так называемые «семидревные» кресты, кресты на спиле оливы из Гефсиманского сада и вырезанные на гальке из реки Иордан изображения равноапостольных Константина и Елены у Креста.

Представленное на выставке собрание крестов поражает своим разнообразием. Экспозиция дает возможность проследить историю изготовления крестов в России на протяжении многих столетий, а высочайший художественный уровень демонстрируемых памятников свидетельствует о том, что Крест помимо своего духовного значения всегда содержал эстетический компонент, являясь самостоятельным произведением искусства.

Выставка будет работать до 28 сентября 2005 года по адресу: Андроньевская площадь, дом 10, Спасо-Андроников монастырь, Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

При подготовке материала был использован каталог выставки "Крест — хранитель всея вселенныя..."

Гороховца
Ярославля
Переславля
Борисоглебского
Ростова Альманах
Гороховец Переславль-Залесский Ярославль Ростов Борисоглебский
Hosted by uCoz