Суздаль Углич Владимир Александров Муром
Суздаля
Углича
Владимира
Александрова
Мурома
Новости

Православие как воздух

Новая экспозиция в Выставочном Зале Творческого Союза Художников назвается «Свет немеркнущий». Это выставка современной иконописи. Она могла бы остаться незамеченной, хотя бы потому, что стала неожиданной даже для организаторов. Однако, напротив – удивила качеством.

 Спонтанность как творческий повод

Всякий год каждая из секций Творческого Союза Художников докладывает о проделанной работе. «Свет немеркнущий» – общее название выставок иконописной секции, которая вот уже пятый год подряд представляет работы своих изографов.

- По правде сказать, — поясняет председатель секции иконописи Николай Петрович Чибисов, — нынешняя выставка спонтанная, она получилась случайно. Нашей секции предложили в краткие сроки сделать выставку, буквально поставили перед фактом. Мы постарались, и вот представили на суд зрителей. Впрочем, так, наверное, и бывает с отчетными выставками.

- Конечно, здесь работы не все и не всех, — продолжает Николай Петрович, — только тех художников, которые откликнулись на предложение. Но они абсолютно разные. И стар и млад. Правда, дело здесь не в возрасте, все зависит от умения. Наконец, есть люди, которые вообще не принадлежат, не относятся к нашей секции. Мы пригласили, например, Григория Кузьмина. Он личный фотограф Патриарха, только ему доверено снимать Его Святейшество. У Кузьмина очень разные и интересные фотографии.

- Мы позвали художников, у которых в живописи присутствует религиозная тема. Честно говоря, это первый опыт, когда к экспозиции привлекаются фотографы, живописцы. И сделано это не потому, что мы боимся однообразия и сухости, просто мы хотим общения, хотим праздника. Ведь и выставка наша открылась под праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

Спонтанность выставки очевидна. Скорее, это — мозаика непохожих работ. Иконопись в классическом и неклассическом ее понимании, в соответствии с канонами и вопреки им. Впрочем, это ничуть не умаляет достоинств самих работ.

Здесь собраны произведения как молодых художников, буквально только что вступивших в Союз, так и маститых мэтров. Чего стоит имя Александра Ивановича Чашкина.

- Взгляните, — предлагает иконописец Екатерина Ильинская, любезно согласившаяся рассказать о выставке, — Чашкин, он мастер. Он занимается стенописью, но даже его иконописные решения очень конкретны в своем византийском письме, в крупных формах. Посмотрите на «Спаса Нерукотворного», на образ Богородицы. Какой удивительно емкий рисунок, глубокие интересные лики, особенно у Спаса, какое духовное выражение!

 Образы новомученников и мерные иконы

Любая выставка — это дыхание эпохи, отражение озабоченности современников, свидетельство острого интереса, внимания, любопытства к тем или иным аспектам жизни. Из разговора с иконописцем Екатериной Ильинской стало ясно, что частный интерес к иконописи возрождается. Все чаще иконописцы получают заказы на семейные и мерные иконы. Все больше интерес к традиции, которая имеет древние корни.

Еще на Руси на рождение ребенка заказывалась «мерная икона», то есть написанная на доске в меру роста младенца. На таких иконах изображался святой, в честь которого младенец был крещен. Одна из таких икон работы мастерской Екатерины Ильинской представлена на выставке. Это двусюжетная икона, сложная по написанным образам, изумительная и тонкая по манере исполнения. На ней изображены Георгий Победоносец, в честь которого крещен был младенец, Кипрская икона Божьей Матери, праздновавшаяся в день рождения ребенка, а также святые покровители родителей — Андрей Эфесский и Ника Коринфская. «Мерные иконы — это всегда редкие образы, — говорит Екатерина. Их под кальку не сделаешь. А иконы с избранными святыми писать вдвойне сложнее. Это самые трудные образы для иконографии, потому что здесь приходится подбирать всех святых, искать их жития, описания того, как их изображали, и все это взвесить, построить, расположить по духовному рангу, не нарушая при этом принципов художественной композиции. Читая жизнеописание, мы понимаем, как надо изображать святого. Мучеников пишут в красных плащах, праведных отцов в монашеской одежде. Одежда святого говорит о том подвиге, который он совершили, и одежда его уже не земная, но неземная, как и лик, прославленный в Царствии Небесном. Очень важно знать жития, а у многих святых таковых нет. Это касается, например, новомучеников, иконы которых в нашей мастерской пишутся для храма Новомученников в Бутове. Никакой информации, кроме «родился, крестился, попал в лагерь, расстрел». Вот только что закончена икона новомученика Сергия Голощапова, написан образ святого Арефия Насонова, игуменьи Арсении Добронравовой. Еще святой новомученик Матфей Алоин, расстрелянный на Бутовском Полигоне. Эту икону у меня заказывали родственники Матфея Алоина, они же освящали образ в храме Новомученников и там же крестили правнука этого святого именем Матфей.

Иконопись — жанр, в котором авторская индивидуальность сведена до минимума, ограничена каноном и традицией. Выставка — лучшее доказательство того, что сдерживаясь, художник находит возможность высказаться.

- Иконописец старается выразить Слово Божие, а не свое какое-то «я», — убеждена Екатерина Ильинская, — но с другой стороны, духовный опыт мастера, его духовное познание и его чисто художественное умение, какие-то пристрастия к стилю, какие-то интересные находки всегда есть. Рука мастера просматривается. Хотя, безусловно, иконописец человек подневольный. Мы много работаем для храмов, и если мне батюшка говорит написать ту или иную икону вне моих пристрастий к стилю, пишу. Впрочем, бывают образцы, с художественной точки зрения не очень интересные. Согласитесь, что священник не обязан быть искусствоведом. Тогда возникает желание, сохраняя предложенный образец, внести в него какую-то живую изюминку, что-то исключительное, поискать образ. Бывает достаточно в цвете изменить подкладку, вроде и зеленый, как на образце, но другой. То, что приходится делать списки икон, меня лично ничуть не угнетает. Наоборот, пожалуй, если бы я работала только в свое удовольствие, то я никогда бы не повернулась, например, к иконе, на которую молился святой старец Серафим Саровский. Она написана в католическом живописном стиле, а я больше люблю русскую икону XV века, то есть совершенно иную традицию. Но у меня был заказ и, работая над таким нехарактерным для меня образом, я сделала для себя много открытий, как бы обучалась у того мастера, который образ писал. Вообще, для храма работать — это большая радость. К сожалению, не всегда хорошо платят, зато получаешь от этих работ другое, и награда эта во сто крат дороже. Это радость от того, что верующие приходят в храм и молятся на иконы.

 Письмо без согласия и иконопись иглой

Есть, конечно, на выставке нечто, что может смутить православного верующего: несколько икон, которые великолепны с художественной точки зрения, но написаны не по канону. Так, например, редкий и удивительный по красоте образ «Спас Благое молчание», выполнен с вложением. Металлическая икона с глазурями находится как бы в обрамлении. Этот образ с довольно сложной иконографией распространен среди старообрядцев. Игорь Шуршаков, автор иконы, известен тем, что находит и берет очень редкие и подчас неканоничные образы, к которым относится, например, икона «Ты еси Иерей по чину Мельхиседекову». «Для Шуршакова важно, чтобы редкая иконография не пропала. В том, что он находит эти образы, есть свое особенное достоинство, вряд ли кто-то сейчас станет этим занимается», — считает Ильинская.

Оговорка «иконы сделаны», здесь не случайна. Один из выставочных залов Творческого Союза Художников демонстрирует работы мастеров лицевого шитья. Особенно звучны иконы Михаила Мчедлишвили. Они необычны для того, кто знаком с традиционными принципами церковного шитья. Объемные, фактурные, наполненные воздухом и пространством, движением и цветом, они чрезвычайно интересны широким и глубоким осмыслением традиций и самобытностью. «Михаил более десяти лет вышивает иконы, — рассказывает о нем Екатерина Ильинская, — его работы всегда выделяются и запоминаются, прежде всего с художественной точки зрения, исключительными решениям». В настоящее время художник вышивает серию икон грузинских святых, одна из них — «Святой Иоанн Бетанский» — представлена на выставке.

Шитые иконы Лидии Чекуновой более консервативны; они строго каноничны. Ее работы — «Взыграние Младенца», «Феодоровская икона Богоматери», «Казанская икона Богоматери» — отличают высокий уровень мастерства, тонкая манера шитья стежок за стежком, близкие тона, лаконичность в украшении и глубокие образы. «Эта деликатность в цвете меня очень привлекает. Плоть на ее иконах выходит бестелесная. Глубокие, добрые, открытые, нежные лики необычайной красоты. И нужно понимать, что такие иконы вышиваются месяцами, а то и годами. Это же терпение нужно иметь равноангельское», — восхищается Екатерина Ильинская.

И я не могу не задать своей собеседнице вопрос о востребованности подобных икон и техник. На что она с улыбкой отвечает: «А где у нас искусство востребовано? Правда, сейчас просыпается интерес. Хотелось бы думать, что не иссякнет. К счастью, появилось общество православных меценатов, которые популяризируют такое явление, как домашняя, семейная, мерная икона. Они взялись за великое дело. Сдвинули его с мертвой точки. Потому как понятия и представления об иконе в общем-то нет, даже между нами, православными. Даже мы не всегда понимаем, что помимо полиграфической печати существуют, продолжают создаваться писанные на досках иконы. Что они доступны, недороги. Если сравнивать с какой-то бытовой техникой, которая есть у всех, то писанные иконы по цене вполне сопоставимы, а иногда даже и дешевле».

Неожиданный поворот в беседе обратил нас с собеседницей к совершенно иной, острой для сегодняшнего дня проблеме. Проблеме нелюбопытства и нашего плохого знакомства с православной культурой. Проистекающего у одних от до сих пор существующей стыдливости за свое Православие, у других — от сомнения в избранном пути. Наконец, мы до сих пор не научились понимать, что Православие — это как воздух. Перекрой доступ кислорода — и жизни нет!

Посмотреть иконы писанные, шитые, резные москвичи смогут до 2 октября в Выставочном Зале Творческого Союза Художников.

Адрес: Гоголевский бульвар, дом. 10, стр. 1. Вход свободный.

Гороховца
Ярославля
Переславля
Борисоглебского
Ростова Альманах
Гороховец Переславль-Залесский Ярославль Ростов Борисоглебский
Hosted by uCoz