Суздаля Углича Владимира Александрова Мурома Новости |
Опыт святости XX века в образовательном процессеДоклад протоиерея Николая Доненко, председателя Комиссии по канонизации Крымской епархии УПЦПеред лицом торжествующей беспринципности, все более разцерковляющимся Бытием, чувством «ошибочности» этого мира православные христиане, призваны к бесконечно полному воплощению Евангельских заповедей. История человеческих заблуждений безмерно велика, и результат этих заблуждений очевиден. Но как бы ни были велики наши заблуждения, они не превышают Премудрость Божию, Его Человеколюбивый Промысел, который никогда не оставляет человека. Когда тьма становится непроницаемой, а передвижение человека хаотически бессмысленным, предрассудки и суеверия, явные и тайные заблуждения тесно переплетаются с человеческим существом и все это безальтернативно приводит к великим потрясениям, какими изобиловал русский XX век. Как известно, прошедший век богат определениями человека. А. Камю говорил о «бунтующем человеке», И. Хайзенги о «человеке играющем», но мы отчетливо видим, что на смену «человеку разумному» пришел «человек заблудившийся». Его основным качеством является уже не способность к размышлению, бунту или игре, но какая-то врожденная предрасположенность к заблуждению, поражающему ум и совесть, ищущему минутного удобства, которое со всей неизбежностью преграждает путь к истине. Человек заблудившийся предает забвению национальные святыни, устои и традиции, или же, более того, сознательно и активно их отрицает. В результате разрываются духовные связи и становится невозможной ориентация в историческом пространстве. И в результате такой человек, сосредоточившийся на сумрачной пульсации своего существа, не может определить своего истинного местонахождения и конечной цели своего движения. Предоставленный самому себе, «человек заблудившийся» обречен на бессмысленное блуждание до тех пор, пока в его жизненную ситуацию не вмешается кто-то извне, обладающий знанием духовных ориентиров и способный провести заблудившегося к конечной цели. Очевидно, каждое поколение должно быть евангелизировано и воцерковлено. Это возможно сделать, учитывая специфику времени, а также характер вызовов и соблазнов, присущих ему. И если недоразумения прошлого мы видим отчетливо без особых усилий, то искушения своего времени мы различаем с трудом и не сразу. Живой человек нуждается в конкретном проявлении традиции, живом и убедительном примере. Ему необходим личный, интимный контакт с конкретным явлением или с конкретным лицом, аккумулирующим в себе содержание духовной традиции. Такими лицами, явившими нам огромное количество блистательных примеров, без сомнения, являются новомученики российские, прославленные Поместным собором Русском Православной Церкви в 2000 году. Христос даровал прощение грехов, спасение и Царство Небесное благоразумному разбойнику, но он не даровал ему избавление от креста и мучений. Это касается не только отдельных людей, но и целых народов. С этим соприкоснулся в полной мере и русский народ. Трагический опыт ушедшего столетия, во многом уникального, показал нам, что главным богатством нашего Отечества были не материальные ценности, товары или деньги, не уникальная территория с армией и грозным оружием, но люди. И, в первую очередь, те, кто был способен оставаться человеком в нечеловеческих условиях. Мы знаем, что героем является не тот, кто, приспосабливаясь, умело и своевременно вписывает свой интерес в сложившуюся ситуацию, но тот, у кого внутри есть недвижимый центр, не подчиненный сиюминутным целесообразностям. И если такой человек, с таким внутренним устройством, обращается ко Христу, опытно познает Его Божественную Любовь, он уже не может быть другим, так как ему реально открылось иное качество бытия. В этом отношении мученики и исповедники Российские явили миру удивительный, в высшей степени поучительный пример. Их качествами были храбрость и упование. Своей первой заботой они сделали исполнение воли Божией, и ход вещей вокруг них изменился. Культурой становится все, что человек культивирует. Пребывание в грехе тоже становится культурой, испорченной, но культурой. Новомученики жизнь в Церкви, Слово Божие сделали своей культурой и стали для нас источником вдохновения и примером для подражания. Все, что культивировалось в советскую эпоху воинствующим безбожием, меркнет и исчезает на наших глазах. Но то, что стиралось из жизни как «родимые пятна капитализма», и те, кого беспощадно уничтожали за веру в Христа, возвращаются к нам облеченными небесной славой. Их можно назвать подлинными учителями жизни, педагогами, своим живым примером взращивающими все лучшее в наших душах. Во время жестоких и самых продолжительных гонений за всю историю христианства в нашей стране исчезли священнослужители по профессии, остались только по призванию. Они уподобились ученикам Спасителя и были такими же гонимыми, нищими и бездомными, как и древние святые. Они бесстрашно свидетельствовали миру о непреходящей ценности жизни во Христе и со Христом, о неотмирной радости всегда и во всем, во что бы то ни стало быть с Ним, о готовности всецело быть преданным Ему даже до смерти, потому что Именем Его даруется Жизнь Вечная. Господь говорит: «Любящий душу свою, погубит ее, а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин.12,25). Российские новомученики, как сопричастники Жертвы Христовой и Славы Его Воскресения, стали действительными проповедниками Евангелия. Они нам по сей день свидетельствуют и открывают одну истину: потеря ради Христа - приобретение. А потому смерть каждого мученика есть победа Иисуса Христа, который «смертью смерть попрал». Оттого мученичество уподобляется пшеничному зерну и приносит обильный плод. Если в нашем Отечестве происходили великие беззакония и неправды в прошлом столетии, о которых мы все хорошо знаем, и происходит то, что мы видим сейчас, то это лишь потому, что Господь смиряется перед человеком, его свободной волей - кто более любит, тот больше смиряется, и мы видим, как Всемогущий любит нас и смиряется перед Своей тварью. Когда человек не слушает Творца и настаивает на своем, Господь может сказать ему: «да будет твоя воля», и человек идет и делает то, что он хочет, поступает по своим страстям. Для человека, реализующего исключительно свою греховную волю, начинается ад и для него самого и для тех, кто вокруг. Там, где Господь зовет в одну сторону, а человек, одержимый страстями, тянет в другую, не может быть ничего, кроме трагедии. Как мы знаем, зло в нашем XX веке проявлялось и действовало с ужасающей силой в масштабах, потрясающих воображение, и Господь делал ему это снисхождение. Господь может позволить Себе быть в глазах людей побежденным, как Христос позволил Себе быть арестованным и распятым. Но мы знаем - из Гроба воссияла Вечная Жизнь, а на стороне гонимых и убиваемых оказался Христос - источник Вечной Жизни. Что бы ни говорили идеологи разных мастей и всевозможных ориентации, какими бы могучими и неотвратимыми ни казались бы нам силы зла, Господином истории был и остается Христос. Вопреки представлениям поверхностных людей, успех борьбы со злом измеряется не внешней победой, ее в тех обстоятельствах не было и не могло быть, а стоянием в Истине до конца: «Претерпевший до конца спасется» (Мк: З, 13). Христос не всегда бывает на стороне победителей, богатых и успешных. Он может быть и на стороне побежденных, на стороне бедных и обездоленных, у которых, как думают многие современники в обществе потребления, нет алиби. Новомученики Российские напоминают нам, что наша культура и история всегда были Христоцентричными. В центре нашей жизни всегда был Христос. А христианин всегда боролся за свою душу, потому что отчетливо понимал, что земная жизнь - не курорт и не санаторий. К истине нельзя прийти ложным путем, но только тем, который согласуется с нею, который освящен и исполнен ею. «Я есмь путь, и истина и жизнь», - говорит Господь Православный христианин - это воин, сражающийся не за рынки и материальные блага, но за возможность быть святым и наследовать Царство Небесное. Наш долг, подражая лучшим из лучших, какими были новомученики Российские, стать воинами Христовыми, а не послушными оловянными солдатиками в ложных проектах и чуждых для нас, православных христиан, интересах, в которых нет высшей свободы и нет Божественной любви. Только искреннее обращение к Богу, Милующему и Спасающему, Действительному и Действующему в любой отрезок истории может выпрямить наши пути, омыть беззакония, даровать видение и ощущение новой реальности, самодостаточной и вечной, имя которой - святость. Мы живем в эпоху величайших возможностей и предельных опасностей, и потому все наше упование обращается к Тому, Кто видит нас сейчас, Кто любит и заботится о нас в любой момент нашей жизни, известно нам это или нет, чтобы проросли в наших сердцах «глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 68). Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ |
Гороховца Ярославля Переславля Борисоглебского Ростова Альманах | ||