Суздаля Углича Владимира Александрова Мурома Новости |
Рождественские чтения: взгляд участников. Часть 2Иерей Владимир Захаров Заведующий отделом религиозного образования и катехизации Чебоксарско-Чувашской епархии Лично для меня Рождественские чтения — это место, где я могу встретить нужных мне людей, наладить какие-то отношения, контакты. В обычные будничные дни я не могу одновременно встретить столько людей и со всеми переговорить по волнующим вопросам. Чтения — огромный форум, огромный спектр возможностей. На протяжении нескольких лет Рождественские чтения изменяются. Появляются новые люди, втягиваются в процесс новые свежие силы. В докладах начали говорить более реальные, более конкретные вещи. Меньше стало общих фраз о том, как у нас плохо, или как у нас хорошо. Мы граждане своей страны, нам ли не знать наших проблем! Соответственно, такими разговорами мы только уподобляемся тем, кто постоянно жалуются на болезни. Жалобы выглядят некрасиво, и, по сути, бесполезны. А в целом, чтения стали более организованными, не столь аморфны, как было поначалу. Понятно, что опыт приходит со временем — слава Богу, он у нас появляется. Возникает, конечно, вопрос, что прошло уже почти пятнадцать лет, а видимых подвижек в ситуации между Церковью и государством незаметно. Но ответ на это недоразумение простой — если ничего не делать, ничего и не будет, под лежачий камень и вода не течет. Никифоров Евгений Константинович Председатель духовно-просветительского общества «Радонеж» Чтения выдерживают в этом году свой традиционный формат. Очень важно, что прояснилась позиция государства по отношению к церковному образованию и к самой Церкви. Государство и Церковь, к сожалению, пока не представляют собой единства. И мы будем продолжать бороться за введение Основ Православной Культуры, потому что отношение к этому предмету становится очень важным, симптоматичным. Кто не понимает необходимости изменения позиций светского образования в свете событий последнего года, начиная от Беслана и кончая парижскими беспорядками — тот либо некомпетентен, либо занимает сознательно антигосударственную, антинародную позицию. Если раньше мы думали, что Рождественские чтения будут работать в формате постоянного налаживания взаимоотношений Церкви и общества, то сейчас видим, что организаторы выбрали немного другой жанр, и в этом новом смысле чтения меня устраивают. Сейчас они прежде всего форум, встреча многих и многих, возможность раз в году увидеться, обсудить, посмотреть, сделать выводы. Раньше мы ждали от них другой работы: подведение итогов, создание рабочих групп, комиссий, которые в свою очередь продолжают свою деятельность в течение всего года и после закрытия Чтений… Прошло пятнадцать лет — и нет ни комиссий, ни групп, но этого мы от них уже не ждем. Есть форум — люди общаются, и это уже хорошо. Салуянов Александр Петровичгерой Советского Союза, генерал-майор запаса ВДВ, член правления Российской Ассоциации героев Для меня эти Чтения очень много значат, поскольку здесь я вижу из года в год — то, что должно быть в духовной жизни России. Постепенно из этого мрака вырастает то, что будет являть основу государственности во всех сферах жизни России. Мы видим не просто нравоучительные высказывания, а весьма и весьма подготовленные доклады не только иерархов Церкви, мы видим уже и реакцию глубинки, где еще лет пять-десять назад катастрофически не хватало духовной литературы, не было такого наполнения храмов, как сейчас. Сейчас же, и это отрадно заметить, происходят процессы, которые очень положительно влияют на укрепление Российского государства. Но, кроме того, мы очень давно мечтаем о том, чтобы духовное стало основой устройства Российского государства. Мы давно мечтаем о том, чтобы духовное стало основой устройства Российского государства. Вполне возможно, что на основе Рождественских чтений мы наконец-то воспитаем молодого человека, получившего образование, которое даст возможность в будущем иметь симфонию власти светской и духовной. Ведь только светские знания ведут к одному — к гордыне, духовные же — к смирению, а когда есть сочетание того и другого, они ведут к познанию истин бытия, что так необходимо молодому человеку, да и его руководителю не помешает. Не надо недооценивать ту духовность, которая уже есть в нашем молодом поколении. Посмотрите, сколько сейчас молодых родителей приносят в храм детишек-младенчиков причащать. Уже несколько лет я наблюдаю — огромное количество. Когда младенец прикасается к Чаше, он уже получает знания там, в храме. Здесь же он, подросший, получает те знания, которые так необходимы ему, и которые станут ориентиром в последующем образовании. Поэтому, мне кажется, это очень робкий шаг — предложить распространять Основы Православной Культуры. Надо признать, что Россия — это государство русского народа, и все, что касается русского народа, должно не просто распространиться в учебниках, а преподаваться с молодых ногтей всем людям. Я считаю, что давно пора ввести не Основы Православной Культуры, а Закон Божий! Всю духовную историю нашей России надо изучать, все беды и печали — знать, от чего они происходили. Это все надо показывать, потому что Православие —наука, которая включает в себя все. Православие — наша национальная идея, православие —это экономика, православие — это уклад жизни, и выживем мы только благодаря этому укладу — и каждый по отдельности, и вся страна в целом. Курбатов Олег Анатольевичпреподаватель кафедры истории философии Санкт-Петербург, Военно-космическая Академия им. Можайского Я приехал сюда первый раз. Для меня действительно приятно и радостно находиться в этих кругах. Дело в том, что в 2003 году я защитил диссертацию по теме "Русская Православная Церковь на Дальнем Востоке в конце XIX — начале XX веков", в которой, в частности, была освещена работа полковых священников в годы Русско-Японской войны. Работой заинтересовались, и пригласили меня сюда. В дальнейшем, надеюсь, буду работать в Отделе по взаимодействию Армии и Церкви. Ко всему прочему, наша Военно-космическая Академия еще в прошлое десятилетие начала поддерживать связь с ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии в лице архиепископа Константина. Поэтому моя настоящая поездка является лишь естественным продолжением этих взаимоотношений. На территории нашей Академии находится домовой храм, в устройстве которого нам помогал архиепископ Константин. В общем, работы предстоит довольно много, поэтому намереваюсь в будущем принимать участие в Чтениях. Рождественские чтения я рассматриваю как символ возрождения нашей страны, выхода из того смутного времени, в котором мы пребываем. Чтения способствуют тому, чтобы люди обратили внимание на исконно русские традиции, в том числе на те традиции, которые связаны с Православием. Чтения помогают понять, что не следует смотреть на Запад, впитывать то негативное, что идет оттуда. Я считаю, что перенимание чужого не присуще нашему народу, необходимо просто обратиться к нашим корням — это самая главная наша задача. Дмитрий Пергий приход Белорусской Православной Церкви Такого полного форума, как здесь, где бы обсуждался весь круг проблем, больше нет в России. Тут идет речь и о сектантской работе, и о миссионерской работе, ну и, конечно, о воспитании, образовании. Чтения — это место, где можно сверить, туда ли мы идем в развитии церковной жизни, посмотреть на достижения других церковных деятелей. В общем-то, практические выводы, которые можно потом осуществить в деле — это самая главная польза Чтений. Я приехал сюда не один, нас несколько, и каждый из нас находит интересующий его вопрос в работе различных секций. Во-первых, чтения решают задачу, которая главнее их, как это ни странно. Мы постоянно говорим о взаимодействии систем образования и Церкви, но это взаимодействие как раз-таки не очень проявляется. Гораздо больше смысла в том, что идет самоопределение Церкви. Этот форум общецерковный, сюда приезжают интересующиеся, работающие люди — они встречаются, общаются. А что касается сдвигов в отношении государства и Церкви — в этой области слабовато. Отец Дмитрий Смирнов заметил: "Четырнадцать лет, а все один и тот же лозунг: "Даешь взаимодействие Церкви и общества!" А мы еще даже не продвинулись дальше "Основ Православной культуры". Ответственность, конечно, лежит не только на церковных работниках: архиереях и священниках, а больше касается государства, и это все-таки факт. Второй вопрос — самоопределение Церкви, который даже важнее, чем первый — решается великолепно. То, что эти чтения нужны, и то, что эту возможность терять нельзя — несомненно. И каждому, начиная от приходского работника, и кончая архиереем, нужно приложить все усилия, чтобы они продолжались… Беседовал Сергей Архипов |
Гороховца Ярославля Переславля Борисоглебского Ростова Альманах | ||