Суздаля Углича Владимира Александрова Мурома Новости |
"На грани"Печатается с сокращениями. ВСТУПЛЕНИЕУже только полгода осталось до открытия IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви за границей. Собор этот определит многое в истории России, да и в истории всего человечества! Мы с вами живем в совершенно особое время, и мы должны это время трезво оценить, и из этого уже вынести соответствующие заключения и решения о том, как нам дальше быть. Самым главным вопросом перед нами, Зарубежной Русской Церковью, стоит наше взаимоотношение с Церковью в России. НА ГРАНИ СОБЫТИЙ
Эти слова поэта и почти провидца, были написаны об осаде Троице-Сергиевой лавры польской армией в Смутное время. Но они относятся и к нашему времени, очень даже относятся! Мы живем в век развивающегося терроризма, и никто не может предсказать, что именно нас ждет, но чувствуется, что мы стоим у какой-то грани. Но какой? Терроризм уже охватывает многие страны в Азии, Америке, Европе (особенно во Франции и Испании) и, конечно же, в России, а теперь уже и в Австралии. Австралии пришлось впервые столкнуться с терроризмом, когда она пришла на помощь христианскому Восточному Тимору, защитив его от набегов исламистских изуверов Западного Тимора. Для австралийских сухопутных сил это была суровая школа. До того они прошли боевую подготовку генерала Хартли, героя вьетнамской войны, имевшего как австралийские, так и американские боевые награды. Он недавно вышел в отставку. На его личность следует обратить внимание: он на деле знаком с терроризмом и как высший военачальник близкого союзника США знает многое, чего другим не дано знать. Он не русофил и не русофоб — он реалист, знающий, что на войне за всякие иллюзии приходится платить кровью. Уже вышедшего в отставку, его пригласили прочитать ежегодный доклад «Blamey Oration», часть которого была напечатана в хорошем переводе на русский язык в издаваемом в Данденонге бюллетене «У нас» (ноябрь 2005 г.). (Блейми — единственный фельдмаршал в истории австралийской армии, участник двух мировых войн, воевал против турок, германцев, итальянцев и японцев.) Генерал Хартли много говорит о России, его явно беспокоит перспектива международной дестабилизации в случае развала России. Больше того, он считает, что России следует действовать немедленно, иначе уже через год будет поздно! Но он говорит и о том, кто и как действует против России: «Западные организации, такие как «Republican Party's Freedom Fund» и «Soros Foundation», помогают группам оппозиции с подготовкой и проведением семинаров». Он также указывает, что, например «революцию» в Кыргизстане провело всего 2–3 тысячи человек, просто захвативших парламент (как в свое время большевики захватили Зимний дворец, добавим от себя). Дальше он говорит о всяких других работах, направленных на разрушение России. Мы знаем также и о тех мерах, которые предпринимаются для разложения Русской Православной Церкви (как в России, так и в зарубежье). Но что же мешает сближению двух частей Русской Церкви в России и в зарубежье? Противники воссоединения усиленно пользуются именем митрополита Филарета (Вознесенского), третьего первосвятителя Русской Зарубежной Церкви, ссылаясь на его «непримиримость» и на его слова: «Держи, что имеешь». Тут следует сделать пояснение. Архимандрит Филарет прошел тяжелый и трудный путь в своем служении в Харбине, путь исповедника, именно в годы хрущевского гонения на Церковь, и разгула китайских красногвардейцев («хунвейбинов»), которые на него на улицах и плевали, и бросали в него камни. Ему пришлось сталкиваться с той частью иерархии из России, которая шла на поводу у компартии. Близкий сотрудник митрополитов Мелетия и Нестора, он не мог с этим примириться, и, оказавшись за рубежом, сразу же вошел в зарубежную часть Русской Церкви, неожиданно для себя став епископом Брисбенским, а затем, еще более неожиданно, младший из епископов, он стал митрополитом и преемником митрополита Анастасия (Грибановского) на посту первоиерарха РПЦЗ. Да, тогда он был непримирим. Это даже дало многим его противникам повод говорить о его «злобном отношении» к Московскому Патриархату. В 1965 году митрополит Филарет обнародовал свое послание, в котором он ярко и сильно излагал причину своей непримиримости. Следует напомнить, что до своего служения Церкви, он получил высшее техническое образование и был инженером. Это не могло не оставить на нем следа, выражавшегося в точности и определенности в деталях. Поэтому это послание содержало в себе 16 пунктов, объясняющих эту непримиримость. Тогда с этими пунктами трудно было спорить. Разберем эти пункты 1965 года и посмотрим, насколько они относятся к нашим дням. «Вот почему — нравится ли это кому-нибудь, или нет — Русская Православная Церковь за границей будет существовать и далее и будет возвышать свой голос в защиту веры. Она не замолчит: 1) доколе Советская власть будет вести беспощадную борьбу против Церкви и верующих, о чем свидетельствует вся советская печать, кроме «Журнала Московской Патриархии». С 1992 года Советская власть исчезла, «яко исчезает дым, яко тает воск от лица огня», остались лишь осколки, и никакой борьбы власти против Церкви и верующих уже не наблюдается. Пункт отпал. 2) доколе, по свидетельству той же советской печати, существует тайная Катакомбная Истинно-Православная Церковь, самим своим существованием свидетельствующая о гонениях на веру и полном отсутствии свободы вероисповедания. Катакомбная Церковь давно уже вышла из тайного подполья. Пункт отпал. 3) доколе Советская власть будет вынуждать иерархов Московской Патриархии явно лгать и утверждать, что гонения на Церковь в СССР нет и что Церковь пользуется там полной свободой, согласно советской конституции (митрополиты Пимен, Никодим, Иоанн (Нью-Йорк), архиепископ Алексий и др.). Это говорит о действительно отчаянном положении в те годы и о том, как приходилось иерархам стараться сохранить, что возможно. Это так называемое сергианство или часть его. Сейчас все это признано и осуждено на Архиерейском Соборе в Москве. Можно спросить: «А как же с теми, кто это говорил?» И тут надо вспомнить выступление одного и советских вождей, который хвастался, что из 30 бывших тогда архиереев, 10 сотрудничало, 10 никак не сотрудничало, а 10 делало вид, что сотрудничает, стараясь чего-то добиться для Церкви. Из тех первых 10 на сегодняшний день кто-либо остался? Вспомним, что главного агента в клобуке, бывшего митрополита Филарета (Денисенко), не только лишили сана, но и предали анафеме! С тех пор было хиротонисано около 150 епископов, не подверженных давлению советской власти. Пункт отпал. 4) доколе «Журнал Московской Патриархии», по требованию властей, не упомянет хотя бы и одной закрытой или разрушенной церкви, в то время как советские газеты говорят о сотнях и тысячах. Упомянуты и сотни и тысячи. Пункт отпал. 5) доколе в СССР церкви будут оскверняться безбожниками, будучи обращаемы в помещения для кинематографов, складов, музеев, клубов, квартир и т.д., чему живыми свидетелями являются туристы, побывавшие в Советском Союзе. С падением Советской власти все это прекратилось. Сегодня туристы наблюдают, наоборот, развитие церковной жизни. Пункт отпал. 6) доколе не будут восстановлены, как церкви Божий, тысячи разрушенных и оскверненных храмов. Храмы восстанавливаются и реставрируются по всему лицу России, также строятся новые и наново отстраиваются разрушенные. Примеры: храм Христа Спасителя и Казанский собор в Москве, «храм на крови» в Екатеринбурге и многочисленные другие. Пункт отпал. 7) доколе представители Московской Патриархии в рясах не перестанут агитировать в пользу безбожной советской власти, облекая таким образом волка в овечью шкуру. Советская власть больше не существует. Сегодняшние правители России не только не говорят о своем безбожии, но всячески стараются казаться православными христианами, а многие ими, безусловно, и являются. Пункт отпал. 8) доколе иерархи Московской Патриархии не прекратят лукавого отрицания страшного и жуткого разгрома Почаевской лавры и других обителей, почти полную ликвидацию монашествующих в ней и страшные преследования паломников в ней, вплоть до избиения и убийств (письма из СССР). Тут несколько аспектов. Во-первых, отрицание давно прекратилось. Во-вторых, вообще монашество начало сильно расти, по всей земле, как в России, так и на Украине и в Белоруссии. В-третьих, за Почаевскую лавру сейчас ведется борьба, как с «денисенковцами», так и униатами. В-четвертых, притеснения паломников и даже убийства, бывает, случаются, но это дело не власти, а преступных осколков преступной советчины, с которыми приходится бороться. И этого никто не отрицает. Пункт отпал. 9) доколе обвиняемые советскими судами священнослужители не получат возможность защищаться через советскую прессу. Эта возможность имеется. Пункт отпал. 10) доколе не прекратятся клевета и издевательства над верою, Церковью, священнослужителями, монашествующими и верующими христианами в советской печати. Действительно, это еще не полностью прекратилось, но это, опять же, дело рук как осколков советчины, так и либеральничающих западнических средств массовой информации (СМИ). С этим приходится вести борьбу, и в этой борьбе участие зарубежной части Церкви может оказать значительную поддержку. Пункт отпал. 11) доколе не будет дана свобода каждому верующему в СССР открыто исповедовать свою веру и защищать ее. Эта свобода в России дана и наглядно видна. И исповедование не формальное! Вспомним про рядового солдата Евгения Родионова, попавшего в плен к чеченцам, отказавшегося снять нательный крест и прижимавшего его к груди, даже когда ему отпиливали голову! Пункт отпал. 12) доколе детям и молодежи не будет официально разрешено познавать основы своей веры, посещать храмы, участвовать в богослужениях и причащаться святых тайн. Эта свобода дана. Опять же, имеются силы, старающиеся саботировать эту свободу, с ними ведется борьба. Налицо также и православные гимназии, и кадетские корпуса, где закон Божий преподается. Налицо также и возродившееся православное русское разведчество. Во всем этом русское зарубежье уже сыграло значительную роль и может (и должно!) эту роль и дальше развивать. Пункт отпал. 13) доколе верующим родителям не будет разрешено беспрепятственно и без печальных последствий для служебной карьеры и личного благополучия крестить своих детей. Это давно разрешено. В храмах можно видеть массу детей. Пункт отпал. 14) доколе родителей, воспитывающих детей религиозно, не перестанут обвинять в калечинии их, лишая свободы детей и родителей, заключая их в дома для умалишенных или в тюрьмы. Это уже давно ушло в прошлое. Пункт отпал. 15) доколе не будет дана свобода мысли, слова, действия, и выбора не только каждому верующему, но и каждому гражданину Советского Союза, в первую голову, писателям и людям творческой мысли, с которыми безбожная власть ведет сейчас особенно ожесточенную борьбу недопустимыми средствами. Эту борьбу безбожная власть проиграла и ушла, как и СССР, в прошлое. Пункт отпал. 16) доколе Церковь и вообще религиозные общины в СССР не получат самых примитивных прав (…). Другими словами, доколе положение всех религиозных общин не перестанет быть одинаково бесправным. Эти права имеются у всех и всяких общин, от Старообрядческой Церкви и вплоть до таких сект, как кришнаиты. Пункт отпал. Итак, если мы вспомним, что митрополит Филарет был по первоначальному образованию инженером, то эти его 16 пунктов можно считать, как бы техническими условиями для воссоединения. Как видно из всего вышеприведенного, сам ход исторических событий удовлетворил все эти 16 условий. Но этого многим не хватает! Выставляются все новые препятствия. Главными из них являются сергианство и экуменизм. Сергианство было категорически осуждено на Московском Соборе, как истекающее из вынужденной и вредной Декларации митрополита Сергия. Выдвигаются возражения: «А вдруг его еще, чего доброго, канонизируют?» Пока что, в синодик новомучеников включен целый ряд противников митрополита Сергия. Так что это явно демагогическое высказывание. О личности митрополита Сергия можно быть любого мнения, но знаем ли мы, каким психологическим пыткам он подвергался? Не забудем, что незадолго перед своим третьим арестом он писал (в частном письме) зарубежным архиереям: «Управляйтесь сами», освобождая их от последствий того, что он предвидел. Заметим и запомним также, что святитель Иоанн, Шанхайский и Сан-Францисский, в своих творениях ни разу не упомянул термин «сергианство». Экуменизм, участие во Всемирном Совете Церквей, также был вынужденной мерой самообороны, когда злой гонитель Церкви Хрущев собирался ее начисто уничтожить. Московский Собор также осудил всякие «теории ветвей» и другие экуменические лжеучения. Ни о каких совместных молитвах не может быть и речи Некоторые зарубежные СМИ продолжают вести яростную борьбу против всякого сближения. В некоторых случаях это можно объяснить неким уязвленным чувством: «Как? Без нас?». Этому способствуют некоторые члены бывшей Катакомбной Церкви. Меня покоробило, когда я прочитал отзывы о храме Христа Спасителя как о «просто железобетонном здании» или еще хуже — его назвали «Спас на гаражах». В газете «Наша страна» протоиерей С. Сабельник напомнил читателям, что все, кто ложатся в кровать с блудницей, ложатся и со всеми, с кем она ложилась ранее. Это по адресу Московского Патриархата. От таких слов становится страшно. Здесь налицо отрицание или сомнение в Божьей милости, в силе покаяния. Идя этим путем, мы должны будем «развенчать» и святого апостола Петра (отрекся!), и святого апостола Павла (гонитель!), и святую Марию Магдалину (бесновалась!), и святого князя Владимира (язычник, гонитель!) и т.д. Помимо того, есть отрицающие благодать в Русской Церкви Московского Патриархата, есть отрицающие многочисленные явления благодати в России. И хочется всех их спросить: «Где та невидимая черта, за которой начинается хула на Духа Святого?» В наши дни многочисленные туристы и паломники видят в России и чудотворные и мироточивые иконы, видят мощи святых, включая новомучеников, видят массы народа в храмах, видят расцвет монашеской жизни, видят огромный размах восстановления храмов. Кто же дерзнет назвать это все «показухой»? А такие явления, как поход боевых кораблей Черноморского флота в Грецию, к мощам святого апостола Андрея Первозванного, и освящение своих кормовых флагов на святых мощах? Я, прилично знающий историю русской морской мощи, такого в дореволюционные годы не знаю. А нередкие морские походы священников и даже епископов на военных кораблях и крещение и воцерковление желающих этого чинов команды? Это включает и переход епископа Камчатского Игнатия на подводном крейсере подо льдами Арктики, и первую литургию, отслуженную в морской пучине и подо льдом. А присутствие духовных лиц в боевых частях, сражающихся с террористами в Чечне? Что это — тоже показуха? ЗАКЛЮЧЕНИЕПод конец своего служения и своей жизни 80-летний старец архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Феодосий произнес проповедь, которая мне врезалась в память. Это было то время, когда церковную жизнь в Сиднее терзали нелады. Но значение этой проповеди много, много шире и глубже! Суть этой проповеди такова. Комментируя притчу о плевелах, владыка сказал, что если в мире биологическом пшеница всегда остается пшеницей, а плевелы — плевелами, то в мире духовном как плевелы могут стать пшеницей через покаяние и обращение, так и пшеница может стать плевелами через грехи или отпадение. Это наблюдается сплошь и рядом, а с некоторыми это бывает и по нескольку раз. Владыка закончил проповедь такими словами: «Поэтому будем радоваться, когда плевелы становятся пшеницей, но будем и за собой смотреть, чтобы нам самим из пшеницы (если мы только действительно пшеница) не стать плевелами». Мы не смеем допускать, чтобы наша принципиальная непримиримость ко злу безбожного коммунизма перерастала в ненависть к людям, имевшим несчастье жить под этой жуткой системой! Нас не должны смущать никакие выпады против этого объединения ни с какой стороны. Думается, что за этими выпадами стоят немалые деньги. Чьи? Мы точно не знаем. Но только не друзей русского народа и не друзей Православия! Мы не должны искать врагов там, где они могут быть или могут не быть, не должны марать всех несогласных одним дегтем! Мы должны духовно воспрянуть, а для этого необходимо преодолеть то, что нас разделяет, и преодолеть козни тех, кто на это разделение работает. И если нам от всего этого становится подчас страшно, то страху надо уметь смотреть в глаза. «Господи, пробави милость Твою ведущим Тя, и не остави нас, уповающих на Тя!» 29 ноября 2005 г. |
Гороховца Ярославля Переславля Борисоглебского Ростова Альманах | ||