Суздаль Углич Владимир Александров Муром
Суздаля
Углича
Владимира
Александрова
Мурома
Новости

Сбудутся ли в скором будущем чаяния отцов-основателей Русской Православной Церкви Заграницей?

Величайшей жизненной драмой русских православных архиереев, вынужденных покинуть Россию после захвата власти большевиками, стало разделение Русской Православной Церкви, наступившее после формально-канонического отделения этих архиереев от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) в сентябре 1927 г. В своём окружном послании от 27 августа/9 сентября 1927 г. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей подчёркивал: «Чтобы освободить нашу иерархию в России от ответственности за непризнание советской власти заграничной частью нашей Церкви, впредь до восстановления нормальных сношений с Россией и до освобождения нашей Церкви от гонений безбожной советской властью, заграничная часть нашей церкви должна управляться сама…». В то же время далее в послании отмечалось: «Заграничная часть Русской церкви почитает себя неразрывною, духовно-единою ветвью великой Русской Церкви. Она не отделяет себя от своей Матери Церкви и не считает себя автокефальною». В этих, способных показаться, на первый взгляд, противоречивыми формулировках и по сей день проступает неизбывная скорбь русских зарубежных епископов, пытавшихся сохранять если ни формально-каноническое, то духовно-нравственное единство Русской Православной Церкви, раздиравшейся на части гонениями и интригами коммунистических богоборцев.

Отнюдь неслучайно через шесть лет после происшедшего разрыва в письме своему тогда уже «бывшему ученику и другу» митрополиту Сергию от 6/19 мая 1933 г. председатель Синода Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Антоний (Храповицкий) писал: «Пусть коммунисты выпустят всех архиереев, пусть дадут полную и действительную свободу Церкви, пусть создадут условия, при которых сношения были бы нормальными, чтобы поездка в Россию каждого из нас не была связана с угрозой верной и мучительной смерти в застенках ГПУ и мы могли принять участие в Соборе, тогда может быть минует надобность во временном самостоятельном существовании Заграничной Церкви и мы отдали бы все свои деяния за истекшие годы на суд свободного Всероссийского Собора». А уже через два месяца в июле 1933 г. в Окружном послании Собора русских заграничных архиереев подчеркивалось: «Вся заграничная церковная организация считала и считает себя доныне учреждением чрезвычайным и временным, которое немедленно должно упраздниться по восстановлении нормальной общей и церковной жизни в России».

Кажется, события последних 10-15 лет должны были подвести две части разделенной коммунистическими гонениями Русской Православной Церкви к тому свободному Всероссийскому Собору, на который более семидесяти лет назад возлагали свои надежды отцы-основатели Русской Зарубежной Церкви во главе с митрополитом Антонием. И именно теперь, когда в результате энергичной работы своих консультационных комиссий Русская Православная Церковь Московского Патриархата и Русская Православная Церковь Заграницей выработали взаимоприемлемые формулировки по основным разделявших их проблемам, подобный Собор, наконец, может состояться и осуществить долгожданное воссоединение русских православных христиан.

Действительно, уже с начала 1990-х годов в Русской Православной Церкви осуществляется процесс канонизации новомучеников и к настоящему времени в Соборе новомучеников и исповедников Российских насчитывается более полутора тысяч подвижников, многие из которых являются общими святыми для чад Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей. При этом следует подчеркнуть, что в сонме новомучеников, канонизованных в Русской Православной Церкви Московского Патриархата, прославлены не только семья последнего Российского Императора Николая II, но и значительное число священнослужителей и мирян, находившихся в последовательной оппозиции политике митрополита Сергия. Достаточно указать, что среди прославленных к настоящему времени 63 архиереев-новомучеников, которые осуществляли своё служение после 1927 г., не менее 12 оказались в подобной оппозиции. При этом оппозиционность этих архиереев-новомучеников проявлялась не только в периодической критике действий митрополита Сергия, как это имело место, например, со стороны Патриаршего Местоблюстителя св. митрополита Петра (Полянского). Некоторые из этих новомучеников, подобно св. митрополиту Агафангелу (Преображенскому), временно прерывали канонические отношения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя и отказывали ему в безусловном административном подчинении, другие, подобно св. митрополиту Кириллу (Смирнову), переставали поддерживать с митрополитом Сергием каноническое и евхаристическое общение, не ставя, впрочем, под сомнение благодатность таинств, которые совершало сергианское духовенство, наконец, третьи, подобно св. епископу Виктору (Островидову), рассматривали митрополита Сергия как еретика, а канонически подчинявшееся ему духовенство считали безблагодатным. Тем самым вопрос о прославлении наших общих святых новомучеников независимо от той позиции, которую занимали они по отношению к политике митрополита Сергия, может считаться в полной мере соборно разрешенным.

В двух принятых ныне на совместных заседаниях консультационных комиссий документах, содержатся, может быть, и не идеальные, но всё же в данный момент приемлемые для обеих частей Русской Православной Церкви оценки Декларации митрополита Сергия 1927 г. и возможного отношения православных христиан к экуменизму.

Таким образом, проблемы во взаимоотношениях русских православных христиан в России и Зарубежье, существовавшие многие десятилетия и восходившие к политике разделения Русской Православной Церкви, которая проводилась поколениями «церковных» специалистов из ВЧК-ГПУ-НКВД-МГБ-КГБ, могут считаться почти разрешёнными. Только добрая воля соборной полноты обеих частей пока ещё разделённой Русской Православной Церкви позволит окончательно разрешить эти проблемы и только злая воля уже не коммунистического богоборческого государства, но тех немногочисленных самоистуканно верующих чад обеих частей Русской Православной Церкви, вольно или невольно готовых продолжать дело Е.А. Тучкова и К* по растерзанию хитона Христова, может ещё на какое-то время сохранить мучительное средостение в церковной жизни русского православного народа.

Гороховца
Ярославля
Переславля
Борисоглебского
Ростова Альманах
Гороховец Переславль-Залесский Ярославль Ростов Борисоглебский
Hosted by uCoz