Суздаля
Углича
Владимира
Александрова
Мурома
Новости
|
Игумен земли Русской. К 900-летию хождения игумена Даниила в Святую Землю
«Игумен земли Русской» – эти слова прочно связываются в сознании православных христиан России с именем великого подвижника – преподобного Сергия Радонежского. Но с полным на то основанием их можно отнести и к замечательному предшественнику преподобного – южнорусскому (вероятно, черниговскому) игумену Даниилу, в котором еще за два столетия до рождения мальчика Варфоломея (будущего святого Сергия) молодая Русская Церковь и вся Русь обрели усердного молитвенника. В начале XII века игумен Даниил совершил паломничество в Палестину. Он оставил описание своего путешествия – знаменитое «Хожение» («Хождение»), ставшее не только древнейшим русским описанием паломничества в Святую Землю, но и одним из наиболее ярких произведений древнерусской литературы в целом. Уже в первых строках «Хожения» Даниил заявляет о себе как о представителе всей Руси: «Се аз, недостойный игумен Данил Руския земля…». И впоследствии Даниил предстает перед нами не только и не столько как частное лицо, но как общерусский молитвенник. Так, он добивается разрешения на исключительную привилегию – в Великую субботу поставить на Гробе Господнем лампаду, причем не от себя лично, не от имени правящего князя или митрополита, но «от всея Русьскыя земля». «Хожение» игумена Даниила, очень популярное на Руси (сохранилось более 150 его списков) и ставшее образцом для всех последующих русских произведений жанра «хождений», между тем практически не содержит никаких сведений о личности своего создателя, безусловно незаурядной и колоритной. Несмотря на точность и ясность описания паломничества в «Хожении», на множество интереснейших и увлекательных подробностей, неизвестны ни точные годы паломничества игумена, ни его продолжительность. Ничего не сообщают об игумене-паломнике Данииле и другие средневековые источники. Общепринятой является точка зрения, в соответствии с которой игумен Даниил был клириком Черниговской земли (по всей видимости, не случайно из шести русских князей, записанных им для поминовения в лавре святого Саввы, трое принадлежали к черниговскому княжескому дому). Не исключается и гипотеза, высказанная еще Н.М. Карамзиным, о том, что впоследствии «сей путешественник мог быть Юрьевским епископом Даниилом (древнерусский город Юрьев находился к юго-востоку от Киева. – А.Т.), поставленным в 1113 году» и умершим 9 сентября 1122 года. Наиболее вероятное место пострижения Даниила в монахи – Киево-Печерский монастырь. Паломничество Даниила могло продолжаться от шестнадцати месяцев до двух с лишним лет. Прежде его относили к 1113–1115 годам, затем была сделано предположение, что паломничество проходило в 1104–1106 годах. Однако ныне большинство исследователей придерживаются мнения, что хождение относится ко времени между 1106 и 1108 годами. По инициативе Русской Православной Церкви, Императорского Православного палестинского общества, Научного совета РАН «Роль религий в истории» было принято решение отметить в 2007 году 900-летие паломничества игумена Даниила в Святую Землю. Празднование включило в себя ряд мероприятий, начавшихся в конце марта 2007 года. 26 числа в Паломническом центре Московского Патриархата состоялась пресс-конференция, на которой шла речь о проведении торжеств, связанных с этой знаменательной для русской культуры датой. 29–30 марта по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в галерее Паломнического центра проходила Международная научно-практическая конференция «"Дабы не в забыть было то, что показал мне Бог": Хождение игумена Даниила в истории Русской Церкви и культуры (1107–2007)». На конференцию съехались крупнейшие ученые, церковные и общественные деятели, обычные люди, испытывающие живой интерес к древнерусскому наследию и личности игумена Даниила. Среди участников конференции были: митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл; член-корреспондент РАН, председатель Палестинского общества Я.Н. Щапов; доктора наук Е.М. Верещагин, А.В. Назаренко, Г.М. Прохоров; директор Российского государственного архива древних актов М.Р. Рыженков и многие другие исследователи. Ведущие зарубежные русисты, специалисты по древнерусской истории, культуре и литературе Анджей Поппэ (Варшава), Герхард Подскальски (Франкфурт-на-Майне), Марчелло Гардзанити (Флоренция) прислали доклады, которые будут опубликованы в сборнике трудов конференции. Пленарное заседание под председательством епископа Егорьевского Марка открылось 29 марта в 10 часов утра молитвой Святому Духу («Царю Небесный…»), после чего присутствующим было зачитано приветствие Святейшего Патриарха Алексия II. Затем к участникам конференции обратился Я.Н. Щапов. Первый доклад на тему «Игумен Даниил и его хождение в русской церковной традиции» сделал митрополит Кирилл. В нем владыка коснулся общей исторической ситуации времени путешествия игумена Даниила, богословской составляющей христианского паломничества, места «Хожения» в европейской средневековой паломнической литературе. Митрополит Кирилл особенно подчеркнул ценность свидетельств «Хожения» о литургическом единстве западно- и восточно-христианской Церквей на территории Святой Земли в начале XII века. Владыка сделал вывод о том, что, несмотря на разделение Церквей в 1054 году, на протяжении еще полутора столетий – вплоть до захвата Константинополя западноевропейским рыцарями (1204) – раскол христианского мира в целом не воспринимался православными как непреодолимый барьер между христианами двух конфессий. Доклад кандидата философских наук, заместителя председателя Палестинского общества Н.Н. Лисового «Игумен Даниил: личность и время» был посвящен истории изучения личности Даниила, интерпретации его взглядов. Сам докладчик предпринял попытку показать, что игумен Даниил – это классический образец, воплощение религиозного характера русского человека, причем не только эпохи Средневековья, но и современности. Профессор Г.М. Прохоров, доктор филологических наук (Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Санкт-Петербург), в обширном докладе «Игумен Даниил и его хождение в Святую Землю» отметил, что русская литература уже в начальную эпоху своего существования не знала периода «продолжительного ученичества» и поражает своей самостоятельностью. В полной мере это характерно и для хождений как литературного жанра. Греческие описания паломничеств в Святую Землю безличны и анонимны, а первое русское «Хожение» – очень лично-авторское: игумен Даниил легко и свободно пишет со своей собственной точки зрения, равно как и о себе самом. Доктор исторических наук, председатель Научного совета РАН «Роль религий в истории» А.В. Назаренко посвятил свой доклад «Хождение игумена Даниила и политическая действительность на Руси в начале XII века» отражению главнейших исторических реалий русской жизни в «Хожении». А.В. Назаренко показал, что Даниил строго придерживается политико-династического порядка, установленного в Киевском государстве на княжеском Любечском съезде в 1097 году, когда перечисляет имена князей, записанных им для поминовения «в лавре у святаго Савы». Это весьма примечательно еще и потому, что сам Даниил утверждает, что вписал в помянник имена лишь тех, кого вспомнил. На основании некоторых косвенных данных «Хожения» и сопоставления их с другими фактами докладчик делает предположение, что в начале XII века на Руси некоторое время существовала не одна лишь титулярная – Киевская – митрополия, но две. Центр второй находился в южнорусском Переславле. На конференции также присутствовали заместитель председателя ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин, первый вице-предводитель Российского дворянского собрания, предводитель Московского дворянского собрания С.А. Сапожников, директор Греческого культурного центра в Москве Теодора Янници, председатель комитета Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А. Попов. Всего за два дня работы конференции было заслушано 25 докладов В дни проведения конференции участникам и присутствующим была представлена книга, выпущенная в свет непосредственно к празднованию знаменательной даты 900-летия паломничества Даниила: «"Хожение" игумена Даниила в Святую Землю в начале XII века» (отв. ред. Г.М. Прохоров; СПб., 2007). Издание представляет собой наиболее полные на данный момент публикацию и исследование «Хожения». Публикуются две редакции этого древнерусского памятника: первая и вторая. Первая – древнейшая и наиболее близкая к оригиналу, хотя и не сохранившая полностью авторского текста, – известна всего в нескольких списках, самые ранние из которых восходят ко второй половине XV века. Вторая редакция, сохранившаяся в списках также не ранее второй половины XV века, была наиболее распространена на Руси. Эта редакция вошла в середине XVI столетия в Великие Минеи Четии митрополита Макария, а в XVII веке была проиллюстрирована. Тексты «Хожения» публикуются на древнерусском языке с параллельным переводом на современный русский. Издание снабжено предисловием и комментариями Г.М. Прохорова, а также тремя новейшими исследованиями памятника М. Гардзанити, И.В. Федоровой, О.А. Белобровой. Книга содержит разнообразный иллюстративный материал. Продолжением торжественных мероприятий, посвященных юбилею паломничества игумена Даниила, стало открытие 29 марта выставки «И то все видел своими очами…» в Государственном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева. На выставке представлены древнейший список «Хожения» – рукопись последней трети XV века из собрания Российского государственного архива древних актов; единственный известный иллюстрированный список «Хожения» (XVII век, Государственный Исторический музей); другие рукописи XVI–XIX веков, сохранившие повествования о паломничестве в Святую Землю как игумена Даниила, так и его последователей – иеромонаха Варсонофия, Василия Познякова, Василия Гагары, Трифона Коробейникова, Арсения Суханова; паломнические реликвии; иконы; гравюры, литографии, планы Святой Земли; модели палестинских храмов. Выставка продлится до конца июня 2007 года.
|
Гороховца
Ярославля
Переславля
Борисоглебского
Ростова
Альманах
|