Суздаль Углич Владимир Александров Муром
Суздаля
Углича
Владимира
Александрова
Мурома
Новости

Место психологического консультирования в единой системе поддержки семьи

Доклад, прочитанный на XV Рождественских образовательных чтениях

О необходимости укреплять семью на Рождественских образовательных чтениях начали говорить 10 лет назад. В этом – величайшая заслуга Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В своих патриарших посланиях, докладах на Архиерейских Соборах и ежегодных епархиальных собраниях клириков г. Москвы предстоятель Русской Православной Церкви неоднократно ставил задачу создать программу действий, способствующую формированию современной семьи на здоровых началах христианской любви. Следует заметить, что тогда кризисные явления в сфере семейных отношений еще только назревали. Семейный разлад ощущался скорее субъективно, он не был так сильно и остро выражен в общественном сознании и государственной жизни, как теперь, в последние годы.

Прошло 10 лет, и вот уже на ХV Рождественских образовательных чтениях идет прямой и честный разговор о морально-нравственной деградации общества, вырождении нации, катастрофическом сокращении численности населения России. Теперь все хорошо видят ту ужасающую «воронку» греха, которая втягивает в свою орбиту сотни тысяч людей, разрушающих свои семьи, пьющих, страдающих наркоманией, игровой и компьютерной зависимостью, обольщенных жаждой наживы, готовых за небольшие деньги продать собственного ребенка, ограбить, убить или взорвать дом.

Теперь уже церковная общественность бьет набат. Необходимо что-то делать, остановить безумие, спасать семью и растущих в ней детей. Теперь все хорошо понимают, что время разговоров кончилось, наступило время решительных и продуманных действий.

Хочется отметить, что все выступавшие на Рождественских чтениях уже давно занимают активную позицию в деле спасения семьи. Каждый из них располагает весьма интересным и полезным опытом пасторского окормления семьи, духовного просвещения, воспитания, изучения антропологии человека, оказания психолого-педагогической помощи и социального служения, направленного на поддержку семьи. Все они неравнодушны к судьбам людей, их бедам, ошибкам и заблуждениям. На преодоление возникших трудностей уходят годы, уходят душевные силы, которые очень трудно восполнить… Распад семьи – это всегда трагедия для детей и взрослых, это всегда острая и долго незатухающая боль, это всегда разрыв «по живому».

Давно назрела необходимость объединения усилий в деле духовно-нравственной поддержки семьи и создания условий для полноценного, христианского воспитания детей; построения общей системы согласованных усилий. Ведь до сих пор каждый из нас действовал «поодиночке», на ощупь, постепенно, с Божией помощью открывая для себя перспективы дальнейшего роста и развития тех организаций и коллективов, в которых работаем.

Полагаю, что, во-первых, такая единая система нужна, потому что только она поможет преодолеть раздробленность, ненужный параллелизм и несогласованность в развитии различных церковных инициатив, направленных на поддержку семьи. Только так, объединившись, можно поддержать высокий авторитет Русской Православной Церкви, ее ведущую роль в духовно-нравственном оздоровлении общества. Для того чтобы государственные и общественные организации захотели сотрудничать с церковными структурами, необходимо продемонстрировать их компетентность и профессионализм, всесторонний системный охват различных сторон семейной жизни.

Во-вторых, на мой взгляд, необходимо отслеживать цели деятельности различных организаций, их концептуальные программы, планы мероприятий, полученные результаты работы. Этот конкретный опыт должен учитываться другими организациями, чтобы не повторять ошибок, которые приводят к досадным просчетам. Между различными организациями, выполняющими однородные функции, должен существовать постоянный обмен опытом и информацией, должны быть построены координационные планы мероприятий, которые необходимо проводить с максимальной ответственностью, на высоком организационном уровне.

В-третьих, всякая система предполагает вертикальные и горизонтальные взаимосвязи. Я полагаю, что желаемая система должна включать четыре уровня.

«Пастырско-богословский» уровень определяет цели, смыслы и ценности семейной жизни. Здесь возникает немало задач для священнослужителей. Верующему человеку необходима духовная литература, проповедь и пастырские наставления, посвященные анализу текстов Священного Писания, открывающих Библию как «кладезь духовной и педагогической премудрости». Богословские исследования, направленные на выявление ключевых воспитательных идей Ветхого и Нового Заветов, притч Спасителя и Его Заповедей, касающихся чистоты и целомудрия супружеских отношений, духовного равенства мужчины и женщины перед Богом, специфики их предназначения как мужа и жены, отца и матери. Чрезвычайно важно донести до людей представления о семье как о малой, домашней Церкви и о рождении ребенка как даре Божием, открывающем для родителей дополнительный шанс на спасение через его воспитание. Следует отметить, что для практики современной жизни представляют большую ценность проповеди, статьи, книги священнослужителей Глеба Каледы, Бориса Ничипорова, Димитрия Смирнова, Владислава Свешникова, Артемия Владимирова, Илии Шугаева, Игоря Гагарина, Александра Ильяшенко, Константина Островского и др. Кроме того, по словам Святейшего Патриарха Алексия II, «семья священника должна быть примером для прихожан: примером заботы друг о друге, послушания младших старшим, отеческой любви и материнского подвига… Нельзя, чтобы, воспитывая духовных чад, священник забывал о собственных детях, чтобы весь груз ответственности за их образование и воспитание ложился на матушку, чтобы она чувствовала себя заброшенной и одинокой».

«Антрополого-психологический» и «философско-методологический» уровень позволяет определить содержательные аспекты помощи современной семье. В его разработке могут принять деятельное участие православные ученые гуманитарных областей знания (философы, психологи, социологи, методологи науки), способные провести глубокий анализ кризисных явлений в семейной жизни, описать типы конфликтов в супружеских и детско-родительских взаимоотношениях, выявить аномалии родительской любви и искажения мужского и женского предназначения. Сопоставляя эти факты с замыслом Божиим о человеке, являющимся Его высшим творением, и о семье как добровольном союзе мужчины и женщины, основанном на самоотверженной любви, ученые должны выработать базовые принципы преобразования современной семьи в семью «духовно здоровую». В связи с этим представляется необходимым продолжать разработку христианской антропологии с тем, чтобы правильно истолковать богословские представления об «образе и подобии Божием», об «индивидуальности» и «личности» человека, трехчастном строении человека и силах человеческой души. Огромное значение имеет более пристальное рассмотрение понятия о самоотверженном служении человека и той структуре взаимоотношений, которые при этом складываются в кругу семьи между людьми различного пола и возраста.

Для определения сущности мировоззренческой позиции и тех базовых методологических принципов, при помощи которых может быть задана основная парадигма жизни православного христианина, большое значение имеют работы философов И.А. Ильина, В.И. Лосского, В. Франка, психологов Т.А. Флоренской, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, В.И. Слободчикова, М.Я. Дворецкой, Л.Ф. Шеховцововй и Ю.М. Зенько, митрополита Сурожского Антония (Блума), митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича), митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа), Христаса Янараса, протоиерея Василия Зеньковского, протоиерея Владислава Свешникова, иерея Андрея Лоргуса, иерея Вадима Коржевского, иерея Вадима Леонова, игумена Георгия (Шестуна) и др.

«Медико-психолого-педагогический и социальный» уровень определяет конкретные способы поддержки семьи, необходимые для сохранения ее целостности, стабильного существования, установления дружественных, любовных и доверительных взаимоотношений. Необходимо помнить, что задача медиков, психологов, педагогов, воспитателей и социальных работников – не подменять родителей, не осуждать их за допущенные ошибки, а активно помогать им в построении правильных отношений с ребенком, в понимании его психофизиологических и возрастных особенностей, а также в осознании вынужденных ограничений по состоянию физического и психического здоровья.

Чрезвычайно важно создание всех необходимых условий для духовной и психологической подготовки супругов к зачатию ребенка, поддержка семьи на стадии беременности и в процессе родов. Православные врачи-гинекологи и акушеры, а также семейные психологи должны содействовать просвещению родителей относительно той ответственности, которую они берут на себя в связи с рождением ребенка и обеспечением его будущего, а также активно помогать им позитивно настроиться на рождение малыша. Добрые, христианские отношения между супругами, молитвенная забота о рождении ребенка и правильное поведение будущих родителей позволяют избежать абортов, родовой патологии и нежелательных травм у новорожденного, что позволяет малышу впоследствии благополучно развиваться в первые, важнейшие годы жизни.

Психолого-педагогические консультирование родителей по вопросам возрастного психического развития ребенка, контроль за его здоровьем со стороны врачей-педиатров позволяют содействовать формированию самостоятельного хождения, предметно-манипулятивной практической деятельности, освоению речи и сенсорных эталонов. Психологи и воспитатели дошкольных учреждений должны содействовать активному усвоению ребенком сюжетно-ролевой игры, в которой он может освоить ценностно-смысловой контекст человеческой жизни, познакомиться с миром профессий, а также освоить психологическую специфику поведения мужчины и женщины. Благодаря этому у ребенка развивается познавательная деятельность, и он постепенно подготавливается к обучению в общеобразовательной школе.

Педагоги и воспитатели должны учесть, что единицей организации учебно-воспитательного процесса является не отдельный ученик, а целостная семья, имеющая своеобразный духовно-культурный и нравственно-психологический уклад. Успеваемость и поведение ребенка напрямую зависят от благополучия семейной жизни, от наличия родительской любви и заботы о полноценном развитии личности ребенка со стороны отца и матери. Школьная психологическая служба должна способствовать организации правильной педагогической и воспитательной позиции учителей и родителей. Психологическое сопровождение учебной деятельности, постоянные контакты с родителями повышают уровень их воспитательной культуры, содействуют осознанию ответственности за подготовку детей к будущей самостоятельной жизни.

Необходимо обратить внимание на создание школьной психологической службы в стенах православных гимназий. Как это ни парадоксально, но именно в этих школах часто царит дух, не соответствующий православной традиции. Установка на достижение внешнего благочестия приводит педагогов к ложному представлению, что так называемых «трудных детей» необходимо исключать из гимназий, так как они своим поведением показывают окружающим плохой пример и вредят авторитету учебного заведения. При такой установке мало кто хочет потратить свои душевные силы для того, чтобы найти верный психологический контакт с «трудным ребенком», войти в его непростой жизненный мир, поддержать, постараться понять его и побеседовать с родителями о причинах плохого поведения их сына или дочери. Ведь именно таким детям, которые так «трудны» для педагогов и самих родителей, бывает по-настоящему трудно жить в собственной семье и общаться со сверстниками. Нарушителей дисциплины следует не исключать из школы, а уделять больше внимания, больше вникать в их душевное состояние. Для исправления «трудных детей» необходим доверительный контакт со взрослым человеком, деятельное сотрудничество и постоянная психологическая поддержка.

Знание основ православной педагогики и психологии необходимо социальным работникам, работающим в приютах, детских домах и сиротских учреждениях. Нельзя забывать о том, что социальная защита детей и подростков не должна сводиться только к раздаче продуктовой и вещевой гуманитарной помощи. Православный подход к преодолению детского социального сиротства должен состоять в создании в стенах данных учреждений атмосферы человеколюбия, дружественной поддержки, понимания и душепопечения. Дети, которые оставили родительский дом, бродяжничали и занимались попрошайничеством, являются духовно, душевно и физически подорванными. Их растущая личность уже деформирована противоестественным для ребенка существованием. Лишенные надлежащей родительской заботы, они идут по жизни с ощущением недоверия и озлобленности в отношениях со взрослыми, поэтому так тяжело протекает их адаптация в сиротских учреждениях. Создание теплой, семейной атмосферы в детских домах и интернатах есть главный фактор духовной и психологической реабилитации «маленьких бродяг», который в сочетании с терпением и мудростью воспитателей со временем принесет свои благие плоды.

Уровень «практической жизнедеятельности», позволяет накапливать, обобщать и передавать положительный родительский опыт, связанный с обустройством семьи как «малой, домашней Церкви». Разнообразные родительские встречи, семинары, семейные клубы, вовлекающие в свою работу отцов и матерей, в обсуждение непростых вопросов повседневной жизни, позволяют значительно повысить общую активность людей, их духовную и психологическую ответственность за воспитание подрастающего поколения. Чаепития, детские и семейные праздники, кружки и творческие студии, походы, экскурсии и паломнические поездки, спортивные соревнования, в которых участвуют целые семьи, дают не только интересный совместный досуг, но новый опыт общения, сотрудничества и взаимной помощи. Выдвижение и реализация разнообразных родительских инициатив может осуществляться на приходском, территориальном, региональном и общероссийском уровне. В связи с этим следует отметить огромное значение нового всероссийского движения «Родительское собрание», зародившегося в 2006 году в г. Екатеринбурге. Очень важно, чтобы оно позволило разработать духовно и научно обоснованную программу действий.

В нынешних условиях глобализации общества, когда происходит девальвация нравственных ценностей, утрачивается правильное понимание и реализация дара свободы, резко возрастает потребность в помощи православного психолога-консультанта. Прежде чем человек перешагнет порог храма, начнет молиться и участвовать в церковных таинствах, кто-то должен помочь ему пересмотреть свою жизнь, найти верную духовную и культурную ориентацию, при помощи которой может быть сформировано «произволение ко спасению» (желание спастись). Ответственность православного психолога-консультанта чрезвычайно велика. После общения с ним у человека должно родиться понимание, что ощущение одиночества и бессмысленности жизни, тщетности собственных усилий в деле налаживания семейных отношений и воспитания детей, депрессивный строй психики, подрывающий его душевное здоровье и творческий потенциал, и страх самостоятельной жизни являются результатами бездуховности, неверия в Бога, эгоизма и себялюбия. Вместо этого должно возникнуть стремление к развитию и совершенствованию своей личности, готовность строить себя и свою семью с помощью Божией под окормлением матери-Церкви. Деятельность семейного психолога-консультанта сосредоточена вокруг разработки понятий «духовно здоровая семья», а также понятия «личность».

Наша новая организация – психологическая служба «Семейное благо» прямо нацелена на поддержку современной семьи и содействие духовному выбору человека (см. подробнее на сайте www.semblago.ru). В непростых условиях современной жизни значительно обостряются все основные психологические проблемы человека. У многих людей происходит утрата смысла жизни, растет ощущение страха перед будущим, ужесточается ощущение одиночества от потери устойчивых и гармоничных взаимоотношений в семье, возникает обеспокоенность за судьбу подрастающих детей.

Православная психологическая консультация «Семейное благо» предназначена для оказания своевременной профессиональной психологической помощи и духовно-психологической поддержки всем тем, кто попал в сложные семейные и жизненные обстоятельства.

Человек, попавший в беду, остро переживает свою беспомощность и нуждается в этот момент в неком собеседнике, в присутствии и при содействии которого он сможет творчески преодолеть свой кризис, сможет справиться со своими тягостными мыслями и переживаниями, выработать новую, позитивную программу своей жизни.

Таким собеседником, призванным проявить о посетителе необходимую заботу и оказать ему деятельную помощь, выступает православный психолог-консультант. Его задача не только выразить сочувствие и сострадание посетителю, но и подвести его к осознанию личной ответственности за свою судьбу, семейную жизнь, воспитание детей, состояние психического здоровья и духовно-нравственное развитие.

Главными моментами психологического консультирования является глубокий анализ пройденного посетителем жизненного пути, освобождение его от ложного самомнения, ошибочных представлений о смысле жизни, ее целях и ценностях, из-за которых возникают конфликты и разногласия в супружеских отношениях, формируются неверные установки целей воспитания детей, а также теряется здоровая основа профессионального и личностного роста. Православный психолог-консультант содействует формированию у посетителя разумного отношения к сложившимся обстоятельствам и христианской жизненной позиции, благодаря которым он может переосмыслить свое бытие, а также приступить к целенаправленному, духовно-нравственному созиданию своей личности и обустройству своей семьи как «малой, домашней Церкви».

Психологическая готовность посетителя идти путем веры и христианского благочестия в вопросах устроения личной и семейной жизни, а также осознанная потребность преобразования самого себя во Христе есть главный результат усилий православного консультанта. Он может рассматриваться как формирование у посетителя «произволения ко спасению», без которого, по мнению святых отцов, церковная жизнь человека не может начаться.

Основными направлениями деятельности психологической службы «Cемейное благо» являются:

– проведение индивидуальных и семейных консультаций;

– проведение индивидуальных и групповых коррекционных и психотерапевтических занятий;

– организация и проведение тематических семинаров для родителей;

– организация и проведение тематических семинаров для психологов и педагогов, работающих в сфере социального обслуживания и системе образования;

– участие в духовно-просветительских и миссионерских программах, встречах и беседах, направленных на поддержку семьи, материнства и детства, а также сотрудничество с родственными организациями, проявляющими интерес к указанной проблематике.

Духовное окормление деятельности психологической службы «Семейное благо» осуществляет протоиерей Георгий Бреев, настоятель храмов иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне и Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.

Развитие человека, формирование полноценной личности, содействие спасению души, научение христианской любви через подвиг самоотверженного служения ближним – эти идеи всегда были смыслообразующими координатами культурно-образовательного, социального и миссионерского служения Церкви. Русская Церковь всегда стремилась создать условия для общения людей друг с другом, но всегда учила, что это общение должно быть духовно содержательным, должно соотноситься со словом Божиим, Священным Писанием и Священным Преданием. На мой взгляд, чем скорее со стороны Церкви произойдет осознание необходимости планомерной и целенаправленной работы по созданию единой системы поддержки семьи, чем решительнее она будет разрабатываться и осуществляться, тем скорее возникнет желание у руководителей государственных и общественных структур обращаться к духовным традициям Православия и учитывать их в своей деятельности.
Гороховца
Ярославля
Переславля
Борисоглебского
Ростова Альманах
Гороховец Переславль-Залесский Ярославль Ростов Борисоглебский
Hosted by uCoz